Previous Entry Share Next Entry
Space X, Маск и экономика пусков уже летавших ступеней F9..
VSAT
vsatman888
Отраслевая лента опять принесла новость про Space X, несущую повод для размышлений.
самое главное:Iridium has reached an agreement with SpaceX to use flight-proven first stages for its next two satellite launches. The company announced it confirmed with its insurers that there is no increase in premium for the launch contract, reflecting Iridium’s conclusion that the risk profile is unchanged.

Во первых, хочу отметить,что тот парень в Спейс Х , который придумал называть слетавшие ступени "флайт прувен" гений маркетинга и ему можно смело идти в ,jkmie. политику..  По аналогии с его придумкой, я так и вижу  на прилавках аптек  использованные, но помытые презервативы   с названием "sex-proven condoms" :-).
Но теперь о серьезном. Из заметки выше вытекает, что Спейсам и Иридиуму удалось убедить страховщиков присвоить двум слетавшим первым ступеням Фалкона ту же категорию риска, что и новым ступеням. И это действительно огромная победа (удача??) для Маска и К.  Ибо, как бы он не экономил  на вторичном использовании ступени, но если бы страховщики присвоили бы % премии для летавшей уже ступени на 3-4% выше, чем у новой вся затея с повторным использованием  была бы уничтожена..
Арифметика тут проста . Страховая премия эnо чистые затраты Заказчика, которые надо добавить к стоимости самого пуска. Если спутник  стоит 140 млн, то при стоимости Фалкона в 60 млн. лишние 3%  страховой премии которая берется от общей суммы (140 + 60) и будет примерно для Фалькона сейчас 7-9% дисконтируют цену Фалькона на 6 млн Долларов, или 10% от стоимости на которую рассчитывает Маск. 

Понятно, что Иридиум идеальный для использования Б/у ступеней заказчик, у него нет уникальной Полезной Нагрузки, которую делаем 5 лет и стоимостью в полярда долларов. Тут 10 ИСЗ близнецов и при неудаче, их изготовят за полгода и особых бед для Иридиума при этом не будет (будут некоторые дырки в покрытии и то небольшие из за перекрятия соседними бортами).. Поэтому , Иридиуму важна цена и думаю Спейсы дали серьезную скидку на флайт прувен, чтобы перевести все иридиумы на этот тип ступени, и окончательно вывести его на рынок, набрав 4-5 успешных полетов и соотвественно доказав его высокую надежность. Понятно, что финансовые детали  мы узнаем лет через 10 в чьих нить мемуарах. Не удивлюсь, что речь пойдет о 40 максимум 50 млн вместо каталожных 62 для новой, ибо с заказами сейчас на рынке пусков тяжело, а Маск на рынке единственный, бизнес модель которого ориентирована на максимальное число пусков (по ранним планам аж чуть ли не 60 в год) и у которого есть такой козырь в рукаве.

а далее начинается самое интересное как страховщикам выстроить линейку % премии к числу уже отработанных ступенью пусков? Понятно, что очередной "первый" раз (на очереди сейчас Первый Третий полет :-), будет продаваться Спейсами с огромным дисконтом ибо это будут по сути ЛКИ (летные испытания , нужные прежде всего самим Спейсам, дабы показать , что и третий раз "летает"..
а вот далее арифметика показывает нам, что выгода Спейс Х по мере "многократности" использования ступени будет снижаться, так как у Заказчика будут расти затраты из за более высокой премии..
когда же эти линии сойдутся на 5 -м пуске?? или 8?? сказать сейчас сложно..
Будем верить в инженерное местерство сотрудников Спейсов и на современные методы диагностики, которые позволят выявить критические дефекты на слетавших ступенях..все таки на дворе не конец 50-х

?

Log in

No account? Create an account