Previous Entry Share Next Entry
Space X Молодцы. Что сказал Маск после старта FH
VSAT
vsatman888

Стащил с форума Новости Космонавтики . Для тех у кого английский не родной , думаю будет интересно..
//Ведущий. Мы начинаем нашу пресс конференцию
Маск. У меня была в голове картинка гигантского взрыва на стартовом столе. Картинка колёса прыгающее по разрушенной дороге. И логотип теслы падающий в гору обломков. К счастью это не то что произошло. Миссия прошла как все надеялись, за исключением центрального блока. Вы видели как приземлились боковые ускорители, это было эпично, самый великолепный вид который я видел. Центральный блок очевидно не приземлился на корабль-дрон. Мы смотрим сейчас на проблему. Похоже что не хватило топлива чтобы повторно включить 3 двигателя, извиняюсь, не хватило триэтилборана TEA-TEB который используется для зажигания. Похоже что центральный двигатель включился а два остальных нет. И этого было недостаточно чтобы замедлить ступень. Очевидно она ударилась о воду со скоростью 300 миль в час. и разломала два двигателя на корабле-дроне. У нас есть съёмка, довольно весёлая. И если камеры не разломало тоже, мы выгрузим видео.
Но мы не собирались повторно использовать центральный блок в любом случае. И боковые ускорители тоже. Мы найдём куда их деть, но они не версии 5, не Block 5 .
Верхняя ступень пока работает прекрасно, оба импульса были выполнены корректно. И мы посмотрим выдержит ли авионика путешествие через пояса ван аллена. Если всё пойдёт хорошо, ступень проходит быстро через пояса ван аллена, несколько часов. А потом мы попробуем рестарт, выжгем всё топливо. Количество топлива выглядит хорошо. Мы только на 0.3 сигма отошли от расчётов, что в принципе немного. Достаточно топлива чтобы выполнить последний импульс, если топливо не замёрзнет, кислород не вскипит, а электроника не сгорит. Вот эти проблемы. Мы узнаем через несколько часов если этот импульс успешный.
Что ещё? Мы сходили на посадочный стол, посмотрели на боковые ускорители. Они выглядят очень хорошо. Они оба могут быть запущены ещё раз, но как я говорил у них версии это комбинация версии 3 и версии 4, но мы хотим запускать только версию 5 начиная с текущего момента. И мы остановимся надолго на версии 5 для архитектуры Falcon. Мы не планируем версию 6.
Вопросы ?
David, NBC News, Элон, чему вы научились, чему Falcon Heavy вас научил.

Маск: Много безумных вещей стало правдой. Я честно говоря не надеялся что это сработает. Когда я увидел взлетающую ракету, я подумал о 1000 вещей которые не сработают, но они сработали. Ещё я увидел как синхронная посадка выглядела точно так же как на симуляции. Это может быть реально масштабируемым подходом. Если представить все этапы - возврат, посадку, взлёт, посадку, делать несколько запусков в день. Это дает мне много веры в нашу следующую архитектуру, в межпланетную ракету. У нее разные имена но BFR это кодовое название. Это дает мне уверенность что BFR вполне возможна. Я посмотрел на боковые ускорители и подумал - они довольно большие, высотой с 16-этажный дом, размах ног 60 футов, но нам надо намного больше. Это нам дало уверенности что дизайн BFR будет работать. Я думаю мы будем продолжать улучшать технологию чтобы достигнуть полную и быструю многоразовость, что будет иметь огромный эффект на будущее.

Есть сходство между FH и F9 это то что FH имеет такую же степень масштабируемости как F9. Если вы посмотрите, цена F9 $60M, а FH $90, несмотря на то что она в 3 раза более грузоподъемная. Потому что в любом случае единственная вещь которая теряется - это верхняя ступень. Мы будем спасать обтекатели, носовой конус, спасать ускорители и разница в цене между FH и F9 довольно небольшая.

Marcia Done Associated Press. Что вы думали когда увидели свой родстер прохлаждающийся вокруг голубой планеты.

Маск: Это выглядело смехотворно и невозможно и вы можете сказать что это настоящая вещь потому что это выглядело слишком ненастоящим. У нас намного лучшая 3д графика сейчас. Цвета выглядят странно в космосе, потому что нет атмосферных искажений. Всё слишком чётко. Мы никогда не тестировали эти материалы, они не космического качества. Там обычные сиденья как в обычной машине. Это обычная машина в космосе. И если вы посмотрите внимательно, на панели есть маленький родстер с маленьким космонавтом. Компания Hot Wheels сделала родстер и мой друг предложил, почему бы не посадить туда космонавта, это было бы клёво. Это глупо и смешно, но я думаю что глупые и смешные вещи важны. Обычно для новой ракеты, запускают кусок бетона или что-то в этом роде. Это скучно. Я хотел привлечь внимание людей по всему миру

Вопрос: Как вы видите FH вольётся в космическую индустрию? Будет использоваться для национальной безопасности, для межпланетных миссий, какое будущее у FH?

Маск. FH открывает новый класс полезных нагрузок. Она может запустить в 3 раза больше чем любая другая ракета в мире. Это вопрос к потребителям - что они хотят запустить. Но FH может запускать на плутон и дальше напрямую, без остановок и без помощи гравитационных манёвров. Спутники, что угодно. Можно запустить людей на луну с орбитальной заправкой. 2-3 FH эквивалентно Saturn V. Но я бы не рекомендовал. Новая архитектура более правильна. Но открываются новые возможности, которые вдохновят другие компании и страны. Которые могут сказать "если SpaceX, коммерческая компания может делать это и никто не платил за FH, она платила из своих средств" Они могут это делать тоже. Я думаю это вдохновит другие компании и страны сказать "мы можем делать больше и лучше", что великолепно. Мы хотим космическую гонку.

Расскажите о своих мыслях когда вы видели запуск. Вы хотели чтобы она улетела подальше от стартового стола?

Маск: Я думаю это правда для любого кто близок к проектированию. Вы знаете все пути способы где может сломаться. И это как мысленный чеклист который проносится через сознание. Тысячи вещей могут пойти не так. Но всё должно идти так как только ракета отрывается, нельзя отозвать и загрузить новую версию софта. Я видел как ракеты рассыпаются разными способами. Это большое облегчение что это действительно работает. Я думаю схожие мысли были когда смотрели за первым полётом Boeing 747 или DC3, когда главный инженер говорил "я не могу поверить что эта штука летает"

Irene Klotz. Aviation Week. Что должно произойти чтобы сертифицировать FH для миссий национальной безопасности. Как далеко вы продвинулись в процессе. Сколько полётов вы должны сделать. И второй вопрос, сколько вы инвестировали в FH?

Маск. Я думаю сколько нужно полётов это зависит от миссии NASA. Но у нас есть несколько коммерческих потребителей FH. Мы будем делать несколько FH запусков в год. Если, к примеру есть миссия через 3-4 года, к этому времени мы будем иметь дюжину или больше запусков к этому времени. Поэтому я не думаю что количество запусков помешает. Следующая миссия это STP. Она полетит полностью на блоках 5. И мы запустим блок 5 как одну палку через пару месяцев. Поэтому я надеюсь это будет довольно гладкое двишение к миссиям национальной безопасности.
Наши инвестиции... Гораздо больше чем я бы хотел признать. Мы пытались отменить Falcon Heavy 3 раза потому что мы осознавали что это гораздо сложнее чем мы думали. Потому что изначальная идея была, ну мы просто берем 3 первые ступени, что тут сложного? Очень сложно. Нам пришлось переделывать центральную ступень полностью. Мы переделывали мухобойки. Потому что, это долгая история, т.к. у нас больше не цилиндрическая ступень мы не можем аэродинамически управлять по прежнему. Если у вас цилиндр, то у вас воздух отталкивается от конца ракеты, у вас на 30% лучше управляется если ракета цилиндрическая.
Мы переделали аэродинамические рули, систему управления. полностью переделали структуру основания ракеты, чтобы воспринимать большие нагрузки.
Центральная ступень должна выдаржать миллион фунтов тяги которая приходит с боковин, она тяжелее. Центральная ступень полностью переделана. И даже для боковин там много чего поменялось. Сам стартовый стол конечно же сильно переделан. Наши полные инвестиции около полмиллиарда, а может и больше.

Вопрос по телефону Den Fergana BuzzFeed. Как вы решили что боковины должны садиться одновременно, это физика или это человеческое решение которое вы приняли?

Маск. Мы немного их сдвинули по времени, чтобы по радарам они не сливались. Мы боялись что радиоотражение одной боковины будет видно как другая, а в остальном оно случилось само, оно должно было быть так.

Вопрос по телефону. Вы запустили необычную нагрузку. И много любителей пытаются отследить Теслу и понять что происходит с ней. Как в том фильме "парень, где моя тачка". Что вы собираетесь делать с сообществом следящих за теслой когда машина покинет орбиту. Вы что-то будете делать или вы просто будете ждать как интернет реагирует на это

Маск. У нас нет планов. Батареи хватит на 12 часов. И после этого она будет летать миллионы лет. И может быть будет обнаружена будущей инопланетной расой. Которые подумают "что за хрень эти ребята делали? они молились этой машине?" Почему у них маленькая машинка в большой машинке? Мы их реально запутали... Надеюсь что следующий импульс сработает кстати. Мы узнаем через несколько часов.

Chris Davenport. Washington Post. Теперь вы фокусируетесь на BFR. Вы можете рассказать о временных рамках. И что это значит для ваших планов о Марсе и Луне.

Маск. Я не хочу слишком уходить в оффтопик. Но надеюсь что небольшие тестовые полёты BFR будут может быть в следующем году.

Вопрос: Вы упомянули корабль дрон был поврежден. Ступень приземлилась на дрон или рядом?

Маск. Я точно не знаю ещё, скажу то что знаю. Как я говорил, мы ударились об воду при скорости 300 миль в час. Около 500 кмч. Около 100 м от корабля. Что было достаточно чтобы сломать двигатели и обстрелять палубу шрапнелью.

Вопрос. Про последний импульс, вы можете сказать какой будет импульс, как долго? И когда будет подтверждение сработало или нет?

Маск. Я не помню какой импульс. Я только смотрел на сигму, что является ключевым параметром. Несколько минут или что-то в этом роде. Это будет через несколько часов. Я не знаю последнюю телеметрию, потому что я пришёл прямо с места посадки.

Tom Castello. NBC. Я хотел продолжить вопрос Криса. Какие потенциальные временные рамки чтобы полететь на Луну, Марс. Вы сказали в следующем году, можете поподробнее?

Маск. У нас будут короткие взлёты и посадки, наподобие программы "Кузнечик (grasshoper)" для F9. Когда мы просто брали ракету и пытались взлететь и садиться в Техасе. Мы это будет делать либо в Южном Техасе около Brownswille или будем с корабля на корабль, ещё точно не знаю. Скорее всего в Техасе, потому что там много земли и никого рядом. Эти тесты это взлёт вверх на несколько миль и возврат. Корабль может лететь SSTO если полностью заправить баки. Мы будем делать полёты с увеличивающейся сложностью. Будем тестировать материалы теплоизоляции. Например взлетим, развернёмся, и на пути назад очень сильно ускоримся чтобы проверить теплоизоляцию. Потому что мы хотим очень многоразовое покрытие, которое может абсорбировать тепло на межпланетных скоростях входа, это очень сложно.

Вопрос: Потенциально, когда полетите на Луну и Марс?

Маск. Много непонятностей с этой программой. Мы сейчас почти закончили работу с F9 и FH. Мы успокоемся на block 5, больше не будет больших версий. Dragon тоже остановится на версии 2. Может будут релизы после точки, допустим 5.1 или Dragon 2.1. Но основные инженерные ресурсы будут направлены на BFR. И это позволит программе BFR двигаться довольно быстро. Сам космический корабль это самое сложное. Он будет прилетать с супер орбитальных скоростей. Это намного сложнее чем просто с орбиты. Есть некоторые аспекты нагрева которые растут со степенью 8. Я вообще не знаю ничего другого что растет со степенью 8. Насчет ускорителей легче, я думаю мы понимаем многоразовые ускорители. Многоразовые корабли, которые могут садиться с реактивной тягой - это намного сложнее. Мы начнём с самой сложной части. Я думаю возможно если мы сделаем первый полёт через 3-4 года. Полный орбитальный полёт включая ускорители. Мы полетим на низкую орбиту вначале, не на луну. Но мы сможем на Луну довольно быстро после орбиты, т.к. мы разрабатываем именно для этого

Martin Avenue из сообщества поклонников SpaceX. Я хотел узнать о скафандре на космонавте. Это промышленная модель, там есть датчики, он под давлением, что его держит?

Маск. Ну там манекен внутри. Да это промышленный скафандр. Настоящий. Это опасное путешествие, вы должны выглядеть хорошо. У нас ушло 3 года чтобы сделать этот скафандр. Легко сделать скафандр который красиво выглядит но не работает. и который работает но не выглядит хорошо. Сложно сделать скафандр который хорошо работает и хорошо выглядит. Необычайно сложно, просто удивительно.

Dave Mushroom Business Insider. Песня Starman David Bowie, такая вдохновляющая. По BFR. Какие мысли по нагрузке BFR?

Маск. У меня нет идей, ваши предложения - добро пожаловать. Это будет большое чудище. BFR 9 метров диаметром. Вы можете много поместить в диаметр 9 метров. 110 - 120 метров в длину. Большая. Но я делаю ставку что она не будет выглядеть большой через какое-то время.

Вопрос. По поводу спасения обтекателя, как идут дела. И Джеф Безос ответил на ваш твит поздравляя вас, вы упомянули что нам нужна космическая гонка. Вы видете себя в гонке с Blue Origin?

Маск. Какой был первый вопрос? (смеется). Спасение обтекателя как оказалось это очень сложно. Я думаю через 6 месяцев мы сможем их спасать. Оказалось что когда вы выстреливаете парашют, эту огромную штуку, он взаимодействует с потоком воздуха и всё запутывается. Ну и ещё это был низкий приоритет для нас тоже. Также у нас есть обтекатель версии 2. Это более важный который нам надо спасать. Даже если бы мы спасали версию 1 мы бы не испозовали его заново в будущем. Версию 2 мы будем спасать через 6 месяцев. У нас есть специальная лодка. Это такая гигантская ловушка которая ездит туда-сюда и пытается поймать обтекатель. Это весело. Может быть мы будем делать похожую вещь с Dragon. Если Nasa захочет

Вопрос. По поводу комерческого обитаемого Dragon, это же намного легче чем луна и Марс?

Маск. Да, мы делаем большой прогресс по поводу пилотируемого Dragon он же Dragon версия 2. Очевидно приоритет номер 1 это безопасность, потом приоритет был F9 block 5 и месяц назад я сказал что абсолютный приоритет это обитаемый Dragon. Мы закончили с F9B5, почти закончили с FH, небольшие изменения нужны ещё для FH block 5, но они небольшие, и мы все фокусируемся на пилотируемом Dragon. И наша цель отправить человека в конце этого года. Я тут смотрел на F9 и теперь мне кажется что это какая-то маленькая ракета.

Chros Kephart. По поводу следующей FH, это Arab Sat или Air Force, и как себя чувствует старт A после сегодняшнего запуска? И как быстро его можно изменить pad A с F9 на FH и обратно, или для обеих одновременно. И для Block 5 версии F9 и FH? FH block нужна отдельное ядро?

Маск. Наша цель конечно универсальный старт, для обоих рокет. FH нужно специальная центральная ступень, да. Для ускорителей мы можем использовать уже летавшие F9. Нам только нужно заменить переходник между ступенями на носовую заглушку и надо использовать улучшенные титановые аэродинамические рули. Мы кстати рады что спаслить боковые ускорители, потому что там титановые рули, а у центральной ступени нет. Если бы мне дали выбрать что спасти - я бы выбрал боковые ускорители, я бы выбрал чтобы центральная ступень взорвалась. Эти аэродинамические рули супер дорогие. И также они очень долго изготавливаются, мы их вернули. Наиболее важная вещь которая спаслать - аэрорули.

Вопрос: Внутри скафандра есть датчики какие-то?

Маск. Нет. Но он работает скафандр, вы можете прыгнуть в вакуумную камеру с ним, и будет всё хорошо.


  • 1
Прикольно мне, англоязычному, переводить обратно и понимать смысл несуразно звучащих на русском фраз.
Например про "обстрел шрапнелью" :))

Т Огда вот Вам другой интерсный текст и теперь Оригинал : Гвинни Шотвел назначили человеком года и по этому поврду взяли свежже интервью
http://interactive.satellitetoday.com/via/march-2018/2017-satellite-executive-of-the-year-gwynne-shotwell-president-and-coo-spacex/

  • 1
?

Log in

No account? Create an account