?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Сколько нужно денег Space X для проекта ВFR?
VSAT
vsatman888
У Space X сейчас объявлено 2 гигантских по объему инвестиций проекта BFR и StarLink.
Скажу честно и официально в реализацию проекта StarLink я не верю. Пока напишу именно так декларативно и без оснований, просто чтобы зафиксировать свое мнение сегодняшним днем.
Проект BFR кажется мне (глазами Э.Маска) значительно и более достойным для реализации и значительно боолее технологически готовым для него и Спейс Х ибо гораздо ближе к успешному бизнесу Спейс Х по созданию Ф9.
Но вернемся к первоначальному вопросу - сколько нужно денег для начала коммерческого использования BFR?

Так как Space X практически не раскрывает  подобной информации , то  попробуем вычислить данную стоимость методом аналогии /сравнения.
Ближайшим аналогом BFR является проект SLS, создаваемый Боингом на деньги НАСА.  Небезизвестный Энди Пастор оценил создание СЛС аж в 35 млрд долларов, но я не считаю эту оценку разумной.
В то же время на проект Созвездие или предшественника СЛС - Ареса НАСА уже потратила  почти 9 млрд
В 2016 году оценка расходов на СЛС до начала ее эксплуатации варьировалась в диапазоне 17..20 млрд долларов

Здесь надо поблагодарить финансовую прозрачность НАСА - все ее расходы открыты, что правда порождает справедливый хайп по бездарно просаженным долларам.  Учитывая, что проект Сатурн 5 был оценен в те же 35 млрд Долларов в нынешнем эквиваленте, то диапазон 17..20 млрд в варианте "если строит НАСА",  можно считать достаточно точной оценкой.

Теперь вернемся к Спейс Х, безусловно компания Маска гораздо эффективнее использует получаемые от ее акционеров деньги, и ни о каких 35 и даже наверное 17 млрд для ВФР не идет речи..
Но в сравнении с СЛС у БФР есть существенные отличия :Во первых многоразовость, во вторых практически все ее элементы в отличие от СЛС позаимствовшей ДУ 1 ступени  от программы Спейс Шаттл, РДТТ ускорителей на базе так же Шаттлов и даже ДУ второй ступени то же не разрабытывается заново.
Спейс Х поставил перед собой гораздо более амбициозную задачу: первая ракета на метане, возвращаемая первая ступень, возвращаемая вторая/он же орбитальный корабль ..

В связи с этим моя оценка необходимых расходов,  включая первый испытательный полет порядка 10 млрд долларов .
Отметим, что ситуация не выглядит справедливой  с одной стороны частная компания Спейс Х практически в одиночку (как исключение , вроде бы получены гранты от государства на разработку ДУ РАПТОР)  создает аналог СЛС, которая полностью финансируется для другой частной компании Боинг из бюджета, то есть налогов, которые платит в том числе сам Э.Маск.

Тем не менее, если мы говорим о Э.Маске как лице космонавтике начала ХХ1 века, то именно ВФР  может стать тем инструментом, который человечество будет использовать весь ХХ1 век для освоения ближнего космоса и попыток создать космическую индустрию ..Поэтому я надеюсь, что Спейс Х будет развивать данный проект,  вкладывая ту прибыль , которые она сможет заработать на пусковых услугах.
Для простой оценки -  их не так много, если мы примем прайс лист на пуск Ф9 в 65 млн, то  себестоимость оценим в варианте многоразовости первой ступения, и высокой степени автоматизации пуска в 15 млн (не думаю, что она может быть сильно меньше). Итого при 20 пусках в год Спейс Х сможет направить на создание БФР не более 1 млрд.  Остается естественно , еще вариант привлечения средств от акционеров, которым Спейс Х воспользовалась последний раз в 2017 году . 2018 год был видимо наиболее успешным, инвестиции в Ф9 закончены, портфель заказов на 2018 год выглядит очень неплохо, аварий нет.. и средства акционеров не понадобились.. Но здесь предсказать сожно, особенно с учетом того, что стоимость денег в США начала расти..

Итого, проект BFR можно и нужно доводить до конца, хотя в условиях не совсем честной конкуренции с проектом SLS это будет непросто. Может быть , через 1-2 года конгресс США задумается над этой несправедливостью  и примет решение помогать лучшему игроку, а не самому долго бегающему по полю..



 

  • 1
И всё-таки мне непонятны коммерческие нагрузки для БФР.
Все эти окололунные станции и посещения Марса будут финансироваться государствами, которые уже разрабатывают или собираются разрабатывать свои ракеты. Те же Штаты просто не могут вбухать 20-35 млрд в СЛС и потом покупать пуски у Маска.
Лунный/марсианский туризм? Ну хз, пока что писами на воде виляно.
На чём Маск собирается отбивать бабло?

У меня тоже нет ответа, можно только придумывать сценарии либо появления ннобходимости производства в условиях невесомости, либо появление глобальной программы освоения космоса под эгидой ООН, куда Спейс Х передаст все кпоммерчеспие права на БФР, чтобы она не считалась чисто американской, а международной..
Но в нынешней ситуации Вы правы, регулярных коммерческих нагрузок нет..

Те же Штаты просто не могут вбухать 20-35 млрд в СЛС и потом покупать пуски у Маска
Очень даже могут. СЛС - это такой попил бюджета по-американски.
Сделают 5-10 запусков и закроют проект.

Я, как раз больше верю в Старлинк - для него не нужны новые технологии и на него есть спрос.

А БФР не факт что всё у них получится и даже если сделают из за отсутствия спроса он может помереть

будем наблюдать :-)
на очереди пара материалов про Старлинк - пошерстил форумы есть интересное :-)

да и насчет спроса.

посмотрите вот это о проблемах рынка спутниковой связи
https://vsatman888.livejournal.com/128645.html
и
https://vsatman888.livejournal.com/133128.html

Re: да и насчет спроса.

Ну да, но про БФР с рынком еще менее понятно

Спасибо.

Можно ли ждать подобный текст про StarLink?

Старлинк буду писать обязательно!..
Если ранее не читали посмотрите тут есть пара старых, но тем не менее актуальных постов про Старлинк и его положение относительно конкурентов:
https://vsatman888.livejournal.com/132451.html
https://vsatman888.livejournal.com/130811.html
https://vsatman888.livejournal.com/128645.html

Это все уже читал. Новое же не от интересующихся, а от представителей отрасли, появляется крайне редко.

Зараспространил, в т.ч. и "патаму што" тут не только текст, но и всякие интересные "циферки" :]]]]

спасибо!!
буду стараться и далее находить "интересные циферки" :-)

  • 1