?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Новости Space X ... и попытка их понять..
VSAT
vsatman888

Давным давно чтобы информировать передовую общественность о чем то новом или значимом  компании выпускали многостраничные Пресс Релизы или как вариант Генерального Менеджера в черной водолазке (в пиджаке от Бриони) на сцену заполненного (или полупустого)  зала..
но Нонеча, не то что давеча.. теперь  о чем то новом сообщают в твиттере даже не телеграфным стилем, а чуть ли не морзянкой, как будто, публикация каждой  буквы стоит  по миллиону долларов..
итак  нам сообщили, ниже в порядке появления на свет.:

1) Btw, SpaceX is no longer planning to upgrade Falcon 9 second stage for reusability. Accelerating BFR instead. New design is very exciting! Delightfully counter-intuitive.

2) Renaming BFR to Starship

3) Technically, two parts: Starship is the spaceship/upper stage & Super Heavy is the rocket booster needed to escape Earth’s deep gravity well (not needed for other planets or moons)

Попробуем понять, что за этим скрывается...Как я понимаю, Элон Маск признал свое бессилие перед стариком Ньютоном , из трудов которого следуют в том числе первая космиеская скорость и связанные с этим энерго затраты, Большой воздушный шарик  не помог и тут , как и в случае с Винни Пухом.. Ок, признание , что выбранный путь ведет в тупик  это мужественно и мудро.
Вторая новость , про то что НОВЫЙ ДИЗАЙН это ого го меня лично несколько смутило.. Не спорю , чтто я не силен в англоязычных этапах создания сложной техники, но мне кажется, что ДИЗАЙН это эквивалент Проекта , после чего идет конструирование , подготовка технологических карт, собственно произвожство, изготовление опытного образца макета и начало долгих циклов испытаний, периодически возвращающих нас на один из вышеперечисленных этапов (в общем то  это и есть причина почему Ркеты создают за 10 лет, а не 9 месяцев).
итак мы знаем : В 2012 году Маск обнародовал пересмотренный проект двигателя Raptor для новой ракеты-носителя MCT грузоподъёмностью 150 — 200 тонн на низкую околоземную орбиту, что превышает возможности SLS NASA. Теперь Raptor должен был работать на жидком метане и использоваться как на первой, так и на второй ступени
то есть за прошедшие 6 лет, проект не выбрался из стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, проектантов периодически осеняют светлые идеи, и как я понимаю, они никак не могут передать финальный проект конструкторам..
Возможно я уже морально устарел и есть некие супер программы в которые достаточно загрузить проект с общими размерами в дюймах и футах, и с другой стороны через полчаса вылезут чертежи  а с третьей технологические карты и программы для станков с ЧПУ.. Но все таки есть сомнения, что прогресс дошел до такой степени..

Новость о том, что BFR обрела вместо одного малоприличного имени целых два  отлично подходящих для нового голливудского сериала Супер Хэви и СтарШип  меня конечно вдохновила..но, энтузиазм мой скажем так,  не пионерский..
Моя версия событий  Запуск проекта БФР сопряжен с гигантскими средствами минимальный бюджет  5 млрд ( а так как мы взрослые ребята то умножим цифру на 2).
таких денег у Спейс Х пока   нет.  попытка занять 750 миллионов  оказалась не очень удачной , при  высоких ставках по кредиту ЛИБОР + 4,25% потенцивыальные кредиторы потребовали еще и дополнительных ковенант (гарантий) что Спейс Х будет генерить в будущем достаточно кэша для расплаты по кредиту .  смотри https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-11-19/elon-musk-s-spacex-is-said-to-cut-loan-deal-by-500-million

Судя по сумме займа нужно было иметь хотя бы 500 миллионов , чтобы начать конструкторскую часть работы, изгтовление опытных образцов, создание технологической оснастки, испытательных стендов, заказа комплектующих у субподрядчиков (а им ведь то же надо пройти цикл начиная с проекта) ..и не забудем, что паралельно у нас есть проект StarLink , где FCC снова включила отсчет 6 лет на реализацию проекта...
В общем все с новыми проектами  непросто (в отличие от F9, которая доведена практически до своей окончательной формы по словам Маска).   Будем наблюдать ....

UPD   вот новость в тему тут  пишут, что первые 250 миллионов Space X заняла...что ж теперь посмотрим на какой проект направят эти деньги.. выбор у Спейс Х непростой..Кстати, это похоже ПЕРВЫЙ банковский займ, который получила /взяла Спейс Х, ранее она финансировалась акционерами , что говорит о том, что ее финансы и cash flow находятся сейчас в состоянии, которое можно показать посторонним..


  • 1
а) Тут непонятно как соотносится данный отказ с планами на miniBFR
б) "Новый дизайн" - это совсем новый или уже показанная третья версия BFR с плавниками

увы, я не смогу ответить ни на первый, ни на второй вопросы..
так глубоко в эту тему я не погружен, :-(,

Баки уже делают. Т.е. вряд ли сильно изменились размеры. Скорее всего изменили форму, крылышки всякое такое.

Но вообще не понятно зачем он всё это периодически пишет. Кажется только уменьшает к нему доверие

Я подозреваю, что ступенчатость бустера увеличилась. Видимо Раптор где-то не доставил заявленный УИ, или вскрылся просчёт, в общем не хватило грузоподъёмности. Теперь будет 3 ствола вместо одного.

Что касается собственно Старшипа, то тут у меня хорошей догадки нет. Хотелось бы, чтобы необычная схема входа в атмосферу выстрелила, но возможно тут тоже что-то пошло не так, и теперь он отрастит новые аэродинамические поверхности. Подождём.

Я совершенно не понимаю как умные и знающие люди всерьез рассуждают про лунные/марсианские полеты BFR/Starship-а в 2023-м году практически как о завершенном факте.

И еще чем дальше тем меньше понимаю чем оно принципиально отличается от Шаттла. Ну бустер возвратный, ок, ну двигатели неводородные и значит попроще. Но ведь спуск с первой (а то и второй) космической никто им не отменял. А там одна непочиненная между полетами панелька - и Колумбия

Edited at 2018-11-23 08:23 am (UTC)

//чем оно принципиально отличается от Шаттла.
от Шаттла точно отличается, а вот от УРКТС Энергия Буран уже меньше :-)
Шаттл зачем то возил на себе ЖРД первой ступени, которые работают 10 минут, и далее в течение 5-10 дней полета Шаттла являлись просто бесполезным грузом..

но где полностью согласен , что вопросов пока больше чем ответов ...

Колумбия она не потому что дырка, а потому что сквозь неё погорело управление и челнок повернуло боком к потоку.
В результате он упал в виде отдельных деталек - но совершенно необгоревших. Т.е. критическую по температуре зону он вполне пролетел...

Раз https://en.wikipedia.org/wiki/Raptor_(rocket_engine_family)#Raptor_2018
Два

Три: если б вы работали в IT, вам было бы привычней, то, что происходит, здесь не принято долго проектировать и постоянно меняются требования, вот например на русском в wiki https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B8
Ну то есть привычного подхода: есть четкое тз, потом два года дизайна, потом первый прототип через 2 года и тд, не будет и никогда не было что в тесле что в spacex. Прототип как можно раньше, через год в нем уже половина поперепилено - второй прототип и так далее.

спасибо, почитал..познавательно, знаю теперь что это такое Агиле (в принципе я(мы) в компании даже получается применяем..
НО! это все должно работать, если не меняются КЛЮЧЕВЫЕ параметры в данном случае ракеты диаметр, высота .. иначе есть риск переделки всей технологической оснастки , стендов, и тд и тп.. ведь нужно увязать трубопроводы, клапана, шаробаллоны , кабельные сети, датчики измерений и достаточно большая их часть уникальна..
в общем мы в любом случае можем вести только теоретический спор, что будет на практике по срокам - увидим.. Надеюсь я доживу до первого старта БФР :-)

Ключевые вещи:

Двигатель у них почти есть. Уже тысячи секунд прожигов прошли и все выходит на этап летных испытаний.
Нет сомнений, что Мюллер доведет хорактеристики до нужных, уи до 380, а главное, массовове совершенство до 1/200. Если у них будет такой двигатель, то по большому счету нет разницы, какого он будет размера. Масштабировать задачи можно будет увеличением количества двигателей. С таким массовым совершенством можно лепить любой разгонник с любым количесвом двигателей, и он будет хорош.

Главный челендж в шаттле. Тут Маск влезает в очень сложную область. Может что-то технологически изменилось за 40 лет с момент проектирования нассовского шаттла?

SpaceX, не смотря на все успехи, довольно сильно ограничена по деньгам. 20 пусков в год дают 1,5 млрд выручки, а какая прибыль? И R&D съедает все это со страшной скоростью...

> Может что-то технологически изменилось за 40 лет с момент проектирования нассовского шаттла
материалы подпродвинулись, но че то сомневаюсь что достаточно для нормальной теплозащиты

1. Двигатель безусловно очень важно, без него никак, но далее есть очень много рутины и конструеторской, технологической и тестовой работы.. причем там ничего нельзя ни сократить не перепрыгнуть..и сроки там движутся только в одну сторону..



2. Ответ содержится здесь (см ссылку в посте)
Disclosures to potential lenders showed the company had positive earnings before interest, taxes, depreciation and amortization of around $270 million for the twelve months through September, people with knowledge of the matter have said earlier. But that’s because it included amounts that customers had prepaid and because it excluded costs related to non-core research and development. Without those adjustments, earnings for the period were negative, the people said.
то есть собственно прибыль от пусков где то 250 млн за год.. то есть операционная прибыльность где то 15..20% что в принципе не плохо ..

Спутниковый интернет потенциально может дать на пару порядков больше прибыли...

в СпейсХ решили таки сделать верхнюю часть (ака БФС ака вторая ступень) как и задумывали, но нижнюю часть (ака БФР ака первая ступень) - погодить и вместо нее использовать ФалконХэви.

Re: вангую, что

проблема в том, что первая ступень с ее диаметром 3,7 м и имеющейся толщиной стенок имеет определенную статическую (и динамическую тоже) прочность , рассчитанную на имеющийся вес второй ступени и ее полезной нагрузки (сейчас это не более 120 тонн) и обычно коэффициент запаса в ракетной технике очень небольшой 10..15%. поэтому особо увеличить вес полезной нагрузки и второй ступени без модернизации первой ступени от фалкона не получится..

  • 1