?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Новости Space X ... и попытка их понять..
VSAT
vsatman888

Давным давно чтобы информировать передовую общественность о чем то новом или значимом  компании выпускали многостраничные Пресс Релизы или как вариант Генерального Менеджера в черной водолазке (в пиджаке от Бриони) на сцену заполненного (или полупустого)  зала..
но Нонеча, не то что давеча.. теперь  о чем то новом сообщают в твиттере даже не телеграфным стилем, а чуть ли не морзянкой, как будто, публикация каждой  буквы стоит  по миллиону долларов..
итак  нам сообщили, ниже в порядке появления на свет.:

1) Btw, SpaceX is no longer planning to upgrade Falcon 9 second stage for reusability. Accelerating BFR instead. New design is very exciting! Delightfully counter-intuitive.

2) Renaming BFR to Starship

3) Technically, two parts: Starship is the spaceship/upper stage & Super Heavy is the rocket booster needed to escape Earth’s deep gravity well (not needed for other planets or moons)

Попробуем понять, что за этим скрывается...Как я понимаю, Элон Маск признал свое бессилие перед стариком Ньютоном , из трудов которого следуют в том числе первая космиеская скорость и связанные с этим энерго затраты, Большой воздушный шарик  не помог и тут , как и в случае с Винни Пухом.. Ок, признание , что выбранный путь ведет в тупик  это мужественно и мудро.
Вторая новость , про то что НОВЫЙ ДИЗАЙН это ого го меня лично несколько смутило.. Не спорю , чтто я не силен в англоязычных этапах создания сложной техники, но мне кажется, что ДИЗАЙН это эквивалент Проекта , после чего идет конструирование , подготовка технологических карт, собственно произвожство, изготовление опытного образца макета и начало долгих циклов испытаний, периодически возвращающих нас на один из вышеперечисленных этапов (в общем то  это и есть причина почему Ркеты создают за 10 лет, а не 9 месяцев).
итак мы знаем : В 2012 году Маск обнародовал пересмотренный проект двигателя Raptor для новой ракеты-носителя MCT грузоподъёмностью 150 — 200 тонн на низкую околоземную орбиту, что превышает возможности SLS NASA. Теперь Raptor должен был работать на жидком метане и использоваться как на первой, так и на второй ступени
то есть за прошедшие 6 лет, проект не выбрался из стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, проектантов периодически осеняют светлые идеи, и как я понимаю, они никак не могут передать финальный проект конструкторам..
Возможно я уже морально устарел и есть некие супер программы в которые достаточно загрузить проект с общими размерами в дюймах и футах, и с другой стороны через полчаса вылезут чертежи  а с третьей технологические карты и программы для станков с ЧПУ.. Но все таки есть сомнения, что прогресс дошел до такой степени..

Новость о том, что BFR обрела вместо одного малоприличного имени целых два  отлично подходящих для нового голливудского сериала Супер Хэви и СтарШип  меня конечно вдохновила..но, энтузиазм мой скажем так,  не пионерский..
Моя версия событий  Запуск проекта БФР сопряжен с гигантскими средствами минимальный бюджет  5 млрд ( а так как мы взрослые ребята то умножим цифру на 2).
таких денег у Спейс Х пока   нет.  попытка занять 750 миллионов  оказалась не очень удачной , при  высоких ставках по кредиту ЛИБОР + 4,25% потенцивыальные кредиторы потребовали еще и дополнительных ковенант (гарантий) что Спейс Х будет генерить в будущем достаточно кэша для расплаты по кредиту .  смотри https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-11-19/elon-musk-s-spacex-is-said-to-cut-loan-deal-by-500-million

Судя по сумме займа нужно было иметь хотя бы 500 миллионов , чтобы начать конструкторскую часть работы, изгтовление опытных образцов, создание технологической оснастки, испытательных стендов, заказа комплектующих у субподрядчиков (а им ведь то же надо пройти цикл начиная с проекта) ..и не забудем, что паралельно у нас есть проект StarLink , где FCC снова включила отсчет 6 лет на реализацию проекта...
В общем все с новыми проектами  непросто (в отличие от F9, которая доведена практически до своей окончательной формы по словам Маска).   Будем наблюдать ....

UPD   вот новость в тему тут  пишут, что первые 250 миллионов Space X заняла...что ж теперь посмотрим на какой проект направят эти деньги.. выбор у Спейс Х непростой..Кстати, это похоже ПЕРВЫЙ банковский займ, который получила /взяла Спейс Х, ранее она финансировалась акционерами , что говорит о том, что ее финансы и cash flow находятся сейчас в состоянии, которое можно показать посторонним..



  • 1
а) Тут непонятно как соотносится данный отказ с планами на miniBFR
б) "Новый дизайн" - это совсем новый или уже показанная третья версия BFR с плавниками

увы, я не смогу ответить ни на первый, ни на второй вопросы..
так глубоко в эту тему я не погружен, :-(,

Баки уже делают. Т.е. вряд ли сильно изменились размеры. Скорее всего изменили форму, крылышки всякое такое.

Но вообще не понятно зачем он всё это периодически пишет. Кажется только уменьшает к нему доверие

Я подозреваю, что ступенчатость бустера увеличилась. Видимо Раптор где-то не доставил заявленный УИ, или вскрылся просчёт, в общем не хватило грузоподъёмности. Теперь будет 3 ствола вместо одного.

Что касается собственно Старшипа, то тут у меня хорошей догадки нет. Хотелось бы, чтобы необычная схема входа в атмосферу выстрелила, но возможно тут тоже что-то пошло не так, и теперь он отрастит новые аэродинамические поверхности. Подождём.

Если выбрали диаметр баков, это уже кое что (плюс как я понимаю определена толщина стенок бака и материал). Можно делать технологическую оснастку для монтажных цехов, сьендов, транспортировщиков и тд и тп..
но тут уже начинутся прочностные ограничения , понятен предел прочности нижних части бака (если опять таки не будет переменной толщины стенок бака)

даже задача как БФР будет крепиться/опираться на стартовый стол нетривиальна все таки 4400 тонн это впервые такое силовой пояс там будет впечатляющий..

Я совершенно не понимаю как умные и знающие люди всерьез рассуждают про лунные/марсианские полеты BFR/Starship-а в 2023-м году практически как о завершенном факте.

И еще чем дальше тем меньше понимаю чем оно принципиально отличается от Шаттла. Ну бустер возвратный, ок, ну двигатели неводородные и значит попроще. Но ведь спуск с первой (а то и второй) космической никто им не отменял. А там одна непочиненная между полетами панелька - и Колумбия

Edited at 2018-11-23 08:23 am (UTC)

//чем оно принципиально отличается от Шаттла.
от Шаттла точно отличается, а вот от УРКТС Энергия Буран уже меньше :-)
Шаттл зачем то возил на себе ЖРД первой ступени, которые работают 10 минут, и далее в течение 5-10 дней полета Шаттла являлись просто бесполезным грузом..

но где полностью согласен , что вопросов пока больше чем ответов ...

Колумбия она не потому что дырка, а потому что сквозь неё погорело управление и челнок повернуло боком к потоку.
В результате он упал в виде отдельных деталек - но совершенно необгоревших. Т.е. критическую по температуре зону он вполне пролетел...

Раз https://en.wikipedia.org/wiki/Raptor_(rocket_engine_family)#Raptor_2018
Два

Три: если б вы работали в IT, вам было бы привычней, то, что происходит, здесь не принято долго проектировать и постоянно меняются требования, вот например на русском в wiki https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B8
Ну то есть привычного подхода: есть четкое тз, потом два года дизайна, потом первый прототип через 2 года и тд, не будет и никогда не было что в тесле что в spacex. Прототип как можно раньше, через год в нем уже половина поперепилено - второй прототип и так далее.

спасибо, почитал..познавательно, знаю теперь что это такое Агиле (в принципе я(мы) в компании даже получается применяем..
НО! это все должно работать, если не меняются КЛЮЧЕВЫЕ параметры в данном случае ракеты диаметр, высота .. иначе есть риск переделки всей технологической оснастки , стендов, и тд и тп.. ведь нужно увязать трубопроводы, клапана, шаробаллоны , кабельные сети, датчики измерений и достаточно большая их часть уникальна..
в общем мы в любом случае можем вести только теоретический спор, что будет на практике по срокам - увидим.. Надеюсь я доживу до первого старта БФР :-)

Ключевые вещи:

Двигатель у них почти есть. Уже тысячи секунд прожигов прошли и все выходит на этап летных испытаний.
Нет сомнений, что Мюллер доведет хорактеристики до нужных, уи до 380, а главное, массовове совершенство до 1/200. Если у них будет такой двигатель, то по большому счету нет разницы, какого он будет размера. Масштабировать задачи можно будет увеличением количества двигателей. С таким массовым совершенством можно лепить любой разгонник с любым количесвом двигателей, и он будет хорош.

Главный челендж в шаттле. Тут Маск влезает в очень сложную область. Может что-то технологически изменилось за 40 лет с момент проектирования нассовского шаттла?

SpaceX, не смотря на все успехи, довольно сильно ограничена по деньгам. 20 пусков в год дают 1,5 млрд выручки, а какая прибыль? И R&D съедает все это со страшной скоростью...

> Может что-то технологически изменилось за 40 лет с момент проектирования нассовского шаттла
материалы подпродвинулись, но че то сомневаюсь что достаточно для нормальной теплозащиты

в СпейсХ решили таки сделать верхнюю часть (ака БФС ака вторая ступень) как и задумывали, но нижнюю часть (ака БФР ака первая ступень) - погодить и вместо нее использовать ФалконХэви.

Re: вангую, что

проблема в том, что первая ступень с ее диаметром 3,7 м и имеющейся толщиной стенок имеет определенную статическую (и динамическую тоже) прочность , рассчитанную на имеющийся вес второй ступени и ее полезной нагрузки (сейчас это не более 120 тонн) и обычно коэффициент запаса в ракетной технике очень небольшой 10..15%. поэтому особо увеличить вес полезной нагрузки и второй ступени без модернизации первой ступени от фалкона не получится..

Re: вангую, что

спасибо, а ссылку не бросите??

  • 1