?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Бла Бла Кар от Space X и SpaceFlight или Космическая коммуналка (2)
VSAT
vsatman888
В предыдущем посту на эту тему основная мысль была насколько этот бизнес получит свое место на рынке и какие шансы у Спейс Х  стать активным игроком в этом сегменте рынка, если он состоится .
В целом поднятые там вопросы остались, но  теперь  после успешного пуска Ф9 с 64 ИСЗ (собственно Ф9 отработал  как я понимаю на отлично, но насколько отделение всех 64 ИСЗ прошло по плану я пока не в курсе) можно вернуться к теме .

И главный интерес тут вызывает собственно Диспенсер устройство которое отвечает за выведение всех 64 ИСЗ по своим высотам (орбита будет у всех одна).
Вот таймлапс сборки диспенсера для всех ИСЗ




Схема размещения ИСЗ на Диспенсере

схема отделения ИСЗ



Какие выводы напрашиваются..


Диспенсер весьма сложное ОДНОРАЗОВОЕ изделие, которое должно обеспечить выполнение весьма сложной циклограммы по разделению ее на несколько ступеней, и отделению каждого из десятков аппаратов.
Для каждой моссии Диспенсер будет проектироваться индивидуально, но из уже имеющихся конструкторских блоков.
КРД как по использованию объема под обтекателем , так и по весу весьма низкий. По Объему  (отношение суммы объемов всех ИСЗ к объему пространства под обтекателем ) это наверное 10-15%, а по весу видимо не более 50% (вес всех ИСЗ/вес ИСЗ+ Диспенсер)  .

Поэтому, рынок этот трудно назхвать массовым. Время ожидания  запуска своего ИСЗ в данном случае составит в районе 15..20 месяцев. И здесь малые ракеты имеют  безусловное преимущество.
С точеи зрения экономики - более низкая стоимость запуска 1 кг полезной нагрузки на Ф9  компенсируется низким КПД использования свозможностей Ф9 не более 50%  от веса выводимого на орбиту составляют сами спутники.. п

Кстати остается вопрос судьба самого диспенсера, сводится ли он с орбиты принудительно, или останется на ней на 6..12 месяцев и сгорит просто от трения о следы атмосферы.. Если диспенсер оснащать ДУ для сода с орбиты это еще потери веса и увеличение сложности..

В общем можно сказать, что  Ф9 это идеальный вариант для такой программы, так как  может использовать для такого проекта первые ступени с наибольшим числом полетов и практически для ЛКИ,  большой выводимый вес и возможность скидки на стоимость пуска..

Но сама бизнес модель космического бла бла кар  весьма сложна и имеет значительные ограничения.. Так что у небольших ракет с выводом по 200-500 кг на НОО  остаются хорошие шансы на бизнес..
особностей
UPD Очень интересное дополнение от apollo_13
см его коммент ниже
интервью с руководителем СпейсФлайт, который и выступил в роли заказчика полета и коллектора всех мелких ИСЗ
https://spaceflightnow.com/2018/12/03/spacex-launches-swarm-of-satellites-re-flies-rocket-for-third-time/
ниже в его комменте основны моменты интервью.. Кратко   - бизнес тяжелый и координировать такую кучу заказчиков очень сложно

  • 1
Не понравилось им летать на Фалконе. Слишком он большой для них даже с таким недогрузом.

https://spaceflightnow.com/2018/12/03/spacex-launches-swarm-of-satellites-re-flies-rocket-for-third-time/

"Blake told Spaceflight Now the SSO-A mission turned out to be a complex undertaking.

“To fill, or to make profitable buying a rocket the size of Falcon 9, you have to aggregate a lot of small spacecraft,” he said. “Just understanding what kind of timescale that’s going to take and how many satellites you’re going to have to aggregate to hit that one point in time — that’s one lesson — just understanding where that is, and how difficult it is.

“The second one is during the timeframe as you’re getting ready, different customers have different potential issues,” he added. “Some float through as easy as can be. Others may have difficulties along the way. We’ve had to move different customers around on the stack. That means that you really need to have an ability to configure and reconfigure the stack, (and) the electronics that go into the deployments.”

Seven CubeSats dropped off the SSO-A mission since August because they were not ready for launch, or had difficulty obtaining regulatory approval.

The record number of satellites launched on a single rocket is 104, set by an Indian PSLV mission last year. Some of those payloads were customers of Spaceflight, but not all. The SSO-A mission will set a record for the most satellites aboard a U.S. launcher.

Blake said Spaceflight has no immediate plans to buy another dedicated Falcon 9 launch. The economical and logistical sweet spot for rideshares may be using a smaller rocket, he said.

“We’re making sure to see how this one goes, and getting all the lessons learned out of it, before turning our attention to doing another one this large,” Blake said. “Having said that, we’re actively looking at different ones on medium-sized launch vehicles.

The company has agreements for future smallsat rideshare launches on Arianespace’s Vega rocket, Rocket Lab’s Electron, and Virgin Orbit’s air-dropped LauncherOne vehicle — all significantly smaller, and less expensive, than a Falcon 9, which currently sells for around $50 million to $60 million per flight.

“We know about aggregating a number of payloads onto small launch vehicles,” Blake said. “You can think of those as dedicated missions as well, where we’ve got five or 10 different spacecraft on a smaller launch vehicle, 30 or 40 on a medium-sized launch vehicle. The thing we’ll take time to sort out is how it goes on a large launch vehicle like this.”"

Большое Спасибо

очень интересно...
Но пока это первый полет у SSO и он теперь знает минусы при полете на Ф9.
Нужно попробовать Вегу или Электрон и тогда можно сравнивать..
может там тоже найдутся недостатки..
конечно платить 50 млн за полет на Ф9 с первой ступенью с 2 полетами может и дорого, зато надежность явно лучше чем у Электрона ..
единственное чем больше куча всяких мелких ИСЗ, тем труднее это все координировать..

Идеал иметь какой нить серийный Диспенсер под типовые размеры ИСЗ и летать просто по расписанию, допустим каждые полгода... Но это наверное пока далекие мечты..

Интересно. По сути нужно еще больше унификации, чтобы это был поток и минимум индивидуальности под проект, и увеличение рынка.

  • 1