?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
К истории Лунной Гонки и надежности советских ракет.
VSAT
vsatman888
По следам неудачи индийского  Викрама вспыхнули дискуссии, что  СССР потратил на это (мягкую посадку на Луну) уйму сил ,  и вообще  только 12 попытка была успешной.. а вот у США 5 из 7 Сервейеров..

Если глянуть на историю мягкой посадки на Луну советских АМС :

В 1962 году в ОКБ-1 было начато строительство четырех станций. Станция Е-6 №1 была макетно-отработочная, а остальные три были лётными экземплярами. Первая станция была изготовлена только в декабре 1962 года.
Станция Е-6 №2 стартовала 4 января 1963 года и была успешно выведена на околоземную орбиту с параметрами: апогей - 189 км, перигей - 165 км, наклонение - 64°60', период обращения - 88 минут. Однако двигатель разгонного блока «Л» не запустился, и старт в сторону Луны не состоялся. Станция вместе с РБ в течение суток оставалась на промежуточной орбите, после чего сгорела в атмосфере. Официальной информации о запуске станции для Луны не сообщалось.
Станция Е-6 №3 стартовала 3 февраля 1963 года. По причине сильного отклонения траектории полёта на этапе работы третьей ступени из-за большой ошибки поплавкового гироскопа, станция на орбиту не вышла. Третья ступень вместе с блоком «Л» и станцией вошла в атмосферу в районе Гавайских островов.
Станция Е-6 №4 стартовала 2 апреля 1963 года и была выведена на околоземную орбиту с параметрами: апогей - 182 км, перигей - 167 км, наклонение - 64°70', период обращения - 87,98 минут. После успешной работы разгонного блока и вывода станции на траекторию полёта к Луне она получила название «Луна-4». Общий вес станции составлял 1422 кг. Из-за отказа системы астронавигации коррекция траектории не удалась, и 6 апреля 1963 в 4 часа 26 мин (мск) станция прошла на расстоянии 8 500 км от поверхности Луны. В результате станция осталась на барицентрической орбите и, облетев Луну, вернулась к Земле. По сообщению ТАСС, связь со станцией поддерживалась в течение нескольких дней.
По результатам работы Государственной комиссии, изучавшей причину промаха станции мимо Луны, в конструкцию станции были внесены некоторые изменения. В частности была установлена радиопеленгационная система «Маяк». Изготовление новых приборов и установка их на станцию заняла около года.
Станция Е-6 №6 стартовала 21 марта 1964 года. Из-за аварии на этапе работы третьей ступени (не открылся главный кислородный клапан) станция не вышла на орбиту. Разгонный блок вместе со станцией разрушился в атмосфере.
Станция Е-6 №5 стартовала 20 апреля 1964 года и была успешно выведена на околоземную орбиту. Однако двигатель разгонного блока «Л» не запустился, и старт в сторону Луны не состоялся. Станция вместе с РБ некоторое время оставалась на промежуточной орбите, после чего сгорела в атмосфере. Официальной информации о запуске станции для Луны не сообщалось.
По результатам аварии были предложены очередные модернизации системы обеспечения запуска блока «Л», в том числе гироскопической системы. Работа по внесению изменений вновь заняла около года.
Станция Е-6 №9 стартовала 12 марта 1965 года и была успешно выведена на околоземную орбиту с параметрами: перигей - 201 км, апогей - 287 км, наклонение - 64°70', период обращения - 88,90 минут. Из-за отказа разгонного блока «Л» старт в сторону Луны не состоялся, и станция вместе с РБ до 17 марта оставалась на орбите Земли, после чего они сгорели в атмосфере. Официально было объявлено о запуске спутника «Космос-60».
Станция Е-6 №8 стартовала 10 апреля 1965 года. Из-за аварии третьей ступени (блока «И») по причине негерметичности системы наддува баков горючего и окислителя станция не вышла на орбиту. Разгонный блок вместе со станцией разрушился в атмосфере.
Станция Е-6 №10 стартовала 9 мая 1965 года и была выведена на околоземную орбиту с параметрами: апогей - 219 км, перигей - 159 км, наклонение - 64°80', период обращения - 88,27 минут. После успешной работы разгонного блока и вывода станции на траекторию полёта к Луне она получила название «Луна-5». Вес станции составлял 1474 кг. При посадке из-за проблем с прогревом поплавковых гироскопов не прошел режим торможения, и 12 мая в 22 часа 10 минут (мск) станция разбилась о поверхность в районе Моря Облаков (Mare Nubium) в точке с селенографическими координатами 1°6' ю.ш. и 25°0' з.д. При этом отклонение от расчетной точки посадки составило около 700 километров (заданные координаты точки посадки - 31° ю.ш. и 8° з.д.).
Станция Е-6 №7 стартовала 8 июня 1965 года и была выведена на околоземную орбиту. После успешной работы разгонного блока и вывода станции на траекторию полёта к Луне она получила название «Луна-6». Общий вес станции составлял 1440 кг. 9 июня во время очередного сеанса связи при проведении последней коррекции для обеспечения точного выхода к району посадки двигатель КТДУ не выключился из-за ошибки при выдаче команды для фазирования счетчиков в системе командной радиолинии, а продолжал работать, пока не сжег весь запас топлива, включая предназначавшийся для торможения. Полученный станцией нерасчетный импульс увел её в сторону от намеченной траектории, станция прошла на расстоянии 159 613 км от поверхности Луны и вышла на гелиоцентрическую орбиту. Несмотря на неудачу с посадкой, на станции была дополнительно проверена работа системы ориентации, а для проверки готовности аппаратуры к мягкой посадке по команде с Земли было осуществлено отделение АЛС и наддув резиновых амортизаторов.
Во второй половине 1965 года к запуску готовились три носителя 8К78 и три станции «Е-6». При этом две станции были изготовлены в ОКБ-1, а станция Е-6 №13 достраивалась в ОКБ имени Лавочкина по технической документации ОКБ-1.
Станция Е-6 №11 должна была стартовать 4 сентября 1965 года, но старт не состоялся из-за отказа системы регулирования кажущейся скорости (РКС). Замена системы на заправленной ракеты была невозможна, и ракету пришлось снять со стартового стола. Вторая попытка запуска станции Е-6 №11 состоялась 4 октября 1965 года, и на этот раз она была выведена на переходную околоземную орбиту. После успешной работы разгонного блока и вывода станции на траекторию полёта к Луне она получила название «Луна-7». Вес станции составлял 1504 кг. Коррекция траектории была выполнена в расчетное время без замечаний. Однако на высоте 4000 км от Луны при начале операций торможения из-за неправильной настройки оптического датчика поиска Земли включение двигателя на торможение было заблокировано. 9 октября станция разбилась о поверхность Луны в районе Океана Бурь (Oceanus Procellarum) западнее кратера Кеплер (Crater Kepler) в точке с селенографическими координатами 9°8' с.ш. и 47°8' з.д.
Станция Е-6 №12 стартовала 3 декабря 1965 года и была выведена на переходную околоземную орбиту. После успешной работы разгонного блока и вывода станции на траекторию полёта к Луне она получила название «Луна-8». Вес всей станции составлял 1550 кг, вес АЛС - 104,5 кг. 5 декабря была проведена корректировка траектории полёта станции. Посадочные операции начались нормально, но после открытия клапана шарового баллона высокого давления для наддува резиновых амортизаторов началась закрутка станции со скоростью около 12 градусов в секунду. В результате этого двигатель КТДУ выключился, проработав всего 9 секунд вместо 42. 7 декабря в 0 часов 51 минуту (мск) станция разбилась о поверхность в районе Океана Бурь (Oceanus Procellarum) южнее кратера Галилей в точке с селенографическими координатами 9°6' с.ш. и 62° з.д.

Серия Е-6М - мягкая посадка на Луну
В марте - апреле 1965 года начался перевод работ по созданию автоматических межпланетных и лунных станций из ОКБ-1 в Конструкторское бюро Машиностроительного завода имени С.А.Лавочкина (МЗЛ), возглавляемое Г.Н.Бабакиным. К концу 1965 года вся техническая документация и весь задел по различным проектам был передан в МЗЛ.
Для завершения работы по мягкой посадке на Луну в КБ Бабакина были изготовлены еще несколько станций типа «Е-6». Но так как проектантами МЗЛ до запуска станции были внесены некоторые изменения, в частности была усилена прочность оболочки амортизаторов и наддув амортизаторов начинался до запуска КТДУ на торможение, то станция получила индекс «Е-6М», и заводская нумерация началась с номера 201. Всего по проекту Е-6М были построены три станции.
Станция Е-6М №201 была построена в середине 1965 года и предназначалась только для наземной отработки на полигоне.
Станция Е-6М №202 (в ОКБ-1 значилась под №13) была запущена 31 января 1966 года и выведена на переходную околоземную орбиту. После успешной работы разгонного блока и выхода на траекторию полёта к Луне она получила название «Луна-9». Общий вес станции составлял 1583,7 кг, вес АЛС, по одним данным 100 кг, по другим - 84 кг. Во время полёта была выполнена коррекция траектории станции для обеспечения посадки в заданном районе.

Именно она и удачно осуществила мягкую посадку.
Итого да  СССР сделал 12 попыток , но только  в 6 из них  отрабатывалась посадка на Луну, в 6 из за аварии Ракеты Носителя АМС даже не начинала свою работу..

И учитывая, что  речь шла о серийной технике , то надо признать, что качество изготовления /надежность советских ракт начала 60-х оставляла желать лучшего (удивительно, что для пилотируемых полетов  все ракеты  более 10 лет летали без аварий).

Так же надо признать, что Американский Сервейер как я понял сел на Луну с первой попытки..но буквально на несколько месяцев позже чем Луна-9 да и передал существенно больше информации ..

В общем, как только в США  комос сделали Государственной программой и национальным приоритетом, то  США начали стремительно нагонять СССР и потом  выиграли Лунную Гонку полетом Аполло-11..


  • 1
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История, Космос.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Американце в других программах отрабатывали отдельные части платформы, и там отказов было не меньше.

Не исключаю что так , я не знаю так глубоко эти годы

В те времена СССР был первопроходцем. Делали первые шаги в совершенно неизведанной области. Не знали даже, твердая ли поверхность их ждет. Сейчас много проще - продвинутая электроника, поддержка с орбиты, подробные карты и т.п. Подходы были разные - серийные станции тогда, когда учились на ошибках (=авариях), и уникальные аппараты сейчас. Хотя впервые проходить этот путь трудно и сейчас, но сравнивать с первыми попытками 60-х годов - совершенно некорректно. Всё было другое - техника, возможности, подходы.

И учитывая, что речь шла о серийной технике , то надо признать, что качество изготовления /надежность советских ракт начала 60-х оставляла желать лучшего (удивительно, что для пилотируемых полетов все ракеты более 10 лет летали без аварий).
Для пилотируемых полётов отбирали исправные....

Нет , госкомиссия в жизни не подписала бы протокол о готовности к старту ракеты с неисправными блоками , это ж статья о вредительстве и диверсии
Другое дело что для пилотируемых полетов мог быть усиленный контроль ОТК , да и как я понимаю, для Лунной программы была дополнительная ступень , что делает общую надежность меньше

В НК, помнится, статья про это была.


Аппараты к Марсу с заведомо дохлыми деталями посылать они могли, просто потому что заменить не успевали, а сомнительные ступени запускать - нет?

А что за история про полет к Иарсу с дохлыми двигателями?
Я не слышал..

Деталями.
"Рационализаторы" заменили в транзисторах золото на люминь, а в результате оно больше года не работало.
Ещё что-то аналогичное с конденсаторами было, для других аппаратов.

это какие годы примерно??

Ну когда все эти "Марсы" посылали пачками?
Если смотреть причины выхода из строя - там много удивительного...

  • 1