vsatman888 (vsatman888) wrote,
vsatman888
vsatman888

Category:

К вопросу о совершенстве конструкции F9 от Space X и Зенита или прогресс за 30 лет

В рассылке ЖЖ попался пост уважаемого Кирилла ака vakhnenko  с фразой "какая же она длинная" И тут же в мозгу возник образ садящегося "карандаша" первой ступени Ф9 и вроде бы более "толстеньких"  советских носителей и курс сопромата по статической прочности оболочек и тп..
После чего захотелось посмотреть соттношения размеры/веса  первых и вторых ступеней  современных Носителей.
за точку сравнения решил взять последний советский носитель (который иногда в сети называют лучшая ракета ХХ века) и F9 от Spsce X  как первую ракету,  полностью созданную в 21 веке..
Для сравнения добавил SLS (то же 21 век,  но другие габариты и топливная пара) и архивный Циклон 2 по конструкции 2 ступени похожий на Зенит-2,  но зато с другой парой компонентов ..

и вот что получилось:

При сравнении двух наиболее  близких ракет (конструкция, топливо) виден явно прогресс в совершенстве конструкции . Коэффициент совершенства конструкции для первой ступени Ф9 в 1,6 раза лучше чем у Зенита , для второй вообще почти в 3!!!  Причем 3,6% это поразительный результат.. Конечно к идеалу - который  имеет конструкция бака типа " вода, налитая в презерватив",  еще далеко :-) , но работа конструкторов и расчетчиков достойна всяческой похвалы . ИМХО это следствие того, что за 30 лет появились новые сплавы, полностью поменялась система измерерительных датчиков - ушли аналоговые с медными проводами , пришли почти невесомые информационные шины  и чипы в датчиках, и возможности расчета на компьютерах идеальной по размеру детали при ее минимальном весе очень возросли..
В общем конструкторам Ф9 респект и интересно , что смогут сделать инженеры АриансСпейс на Ариане -6.

На фоне Ф9 как то несколько блекнет SLS,  но там надо понимать разницу между почти невесомым водородом и достаточно плотным керосином, которая кстати хорошо видна на сравнении древнего Циклона и Ф9. Тяжелая топливная пара  для Циклона обеспечила ему коээфициент совершенства почти такой как у Ф9..
и  как следствие  Ф9 смогла иметь на 10% большее соотношение длин первой и второй ступени ,  не знаю , может когда нибудь  окажется достаточно вообще 1 ступени для вывода на  опорную орбиту (это предположение не опирающееся ни на что)

Прошу  не пинать, я по профилю двигателист (и то бывший), а не конструктор ЛА /прочнист.. Мог написать выше и ерунду - если так,  то поправляйте..
Tags: f9, sls, space x, Зенит, Циклон, космос, ракеты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 60 comments