Насчет Теслы с треснувшими стеклами, предложу конспирологическую версию, что враги и конкуренты вмонтировали в булыжник наконечник из обедненного урана, и хотя по нынешней привычке, все должны были бы указать на русских, но тут вроде ВАЗ не конкурент и я бы посмотрел в сторону Детройта J
Ну да ладно с Теслой, нам ближе звезды.. История с бабахом первой ступени Старшипа при холодных тестах , то же интересна и у Зеленого Кота влегкую набрала почти 500 комментов (как же переживают наши люди за Илона то!!)
Вот наиболее интересное и четкое видео, что я видел Надо в это щелкнуть
а вот что такое давление в баке - прекрасный пример
В актив Спейс Х там много не запишешь , ну если только попадание в книгу Гиннеса за самый большой в мире водопад из жидкого азота, далее скорее все таки пассивы..
А вот еще мнение Зеленого Кота ака
//Глава SpaceX Илон Маск использует неудачи при испытаниях ракетно-космической техники для рекламы своих проектов, считает популяризатор космонавтики Виталий Егоров. "Взрывы ракет - это всегда шоу. Но Маск сумел превратить подобные неудачи в рекламу. Ранее мы видели неудачи на испытаниях многоразовой ступени Falcon 9, а сейчас она превратилась в надежную и рабочую технологию. Теперь аварии SpaceX воспринимаются как ценный опыт, который продвигает Маска к новому успеху", - сказал эксперт РИА Новости.
Размышления что произошло расходятся по 2 направлениям «не так придумали» или «не так смастерили».
Безусловно условия , в которых Спейс Х строил Старшип вызывают оторопь у тех , кто работал в советском космопроме, где все было в цеху и все в белых халатах.. Варить нержавейку сама по себе история непростая, насколько помню из курса технологии это только под аргоном (и чтобы воздух в зону нагрева ни-ни) . В принципе мог попасться электрод не той марки, Аргон с примесью и тп. Производство и человек всегда связаны с возможностью брака..
вот фото сварщика за работой

а вот как выглядят швы вблизи

Но не менее вероятен, а скорее более ошибка в расчетах ибо подобная конструкция строится впервые. Нержавейку использовали насколько я помню только раз на ступени Центавр, каковая имеет существенно меньший диаметр и длину и вопросы прочности там решать гораздо проще, поэтому расчет столь огромной оболочки даже на статическую устойчивость/прочность, да еще при охлаждении ее до температур жидкого азота (а это минус 195 градусов!!!) это крайне сложная и первопроходческая задача. Да еще при том, что за стенкой в несколько милимметров (кстати, почему то в голове вертится 7 , но откуда без понятия..). Поэтому , ошибка прочностного расчета имеет право тоже быть.. Запас прочности в ракетостроении ничтожный (нам говорили типа 10%, а не 150-200% как при строителстве мостов) , тут шаг в лево, шаг вправо и смотри видео выше..
Что хорошо, все детали целы, не имеют следов ожога и термического разрушения, вырезай куски и смотри в микроскоп , что же там на месте излома..и где он сам..
Что меня удивило- это собственно взрыв как в верхнем баке, так и разрушение нижнего бака (это что получается, что давление скакнуло мгновенно как от взрыва и передалось и вниз на нижний бак ???) .. Жидкость в отличие от газа имеет ничтожный коэффициент расширения , поэтому была бы в баке вода/керосин он бы лопнул давление ушло бы и дальше жидкость бы хлестала просто под своим давлением.
Тут же видим именно взрыв и практически вскипание жидкости, напрашивается подозрение в каком то термическом процессе и источнике тепла который и вскипятил этот котелок диаметром 8 метров.. хотелось бы понять теплофизику такого процесса..
UPD на NSF появилась версия
//Through back channels it has been revealed that MK1 suffered an accidental overpressure to failure. Fuel and oxidizer would typically be loaded to 3 Bar or 43.5 psi~ for densification purposes and flightworthy tanks may be tested to 1.5-2x that value for single time structural proofing. In the case of what happened today the story is that communications errors between the pumps/sensors and remote controls allowed the tanks to be massively and erroneously overpressured to the point of failure, leading to catastrophic rupture.
То есть нужно думать, проверять и задержка скорее произойдет месяца на три минимум. Потом надо что то возможно менять на МК3 . Спейсы работают ОЧЕНЬ быстро, но все таки не мгновенно.
И на такой дороге, по которой полетит Старшип, без терний не обойдешься, думаю при той глобальности задачи, случившееся еще не самое сложное..
иные мнения и замечания всячески приветствуются...
Ну и на прощание вопрос к жителям США про ответственность Спейс Х за это шоу и аварию.. Понятно, что все живы, но ведь вряд ли на такой Бабах рассчитывали соседи по участку?
неужели не найдется какого нить хитроумного ковбоя, который подаст иск против Спейс Х, о том, что в его стаде мирно пасшемся рядом с испытательном центром лучший Бык производитель Длинный Болт Третий, был настолько ошарашен произошедшим взрывом, что впал в депрессию и потерял свои производственные возможности, и теперь для восстановления его потенции нужно минимум 10 сеансов тайского массажа и два ведра виагры?? Или перевелись уже лойеры на Техасщине??
всем хороших выходных!