vsatman888 (vsatman888) wrote,
vsatman888
vsatman888

Categories:

Бабах StarShip`а или у Space X рекорд Гиннеса за самый большой криогенный водопад ...

Прошедший день оказался щедр на упоминания детищ Элона Маска в СМИ , сначала эффектный Бабах в Техасе, а потом презентация новой Теслы с генеральским эффектом..
Насчет Теслы с треснувшими стеклами, предложу конспирологическую версию, что враги и конкуренты вмонтировали в булыжник наконечник из обедненного урана, и хотя по нынешней привычке, все должны были бы указать на русских, но тут вроде ВАЗ не конкурент и я бы посмотрел в сторону Детройта J

Ну да ладно с Теслой, нам ближе звезды.. История с бабахом первой ступени Старшипа при холодных тестах , то же интересна и у Зеленого Кота влегкую набрала почти 500 комментов (как же переживают наши люди за Илона то!!)

Вот наиболее интересное и четкое  видео, что я видел Надо в это щелкнуть

а вот что такое давление в баке - прекрасный пример

В актив Спейс Х там много не запишешь , ну если только попадание в книгу Гиннеса за самый большой в мире водопад из жидкого азота, далее скорее все таки пассивы..
А вот еще мнение Зеленого Кота ака zelenyikot
//Глава SpaceX Илон Маск использует неудачи при испытаниях ракетно-космической техники для рекламы своих проектов, считает популяризатор космонавтики Виталий Егоров. "Взрывы ракет - это всегда шоу. Но Маск сумел превратить подобные неудачи в рекламу. Ранее мы видели неудачи на испытаниях многоразовой ступени Falcon 9, а сейчас она превратилась в надежную и рабочую технологию. Теперь аварии SpaceX воспринимаются как ценный опыт, который продвигает Маска к новому успеху", - сказал эксперт РИА Новости.

Размышления что произошло расходятся по 2 направлениям  «не так придумали» или «не так смастерили».
Безусловно условия , в которых Спейс Х строил  Старшип вызывают оторопь у тех , кто работал в советском космопроме, где все было в  цеху и все в белых халатах..  Варить нержавейку сама по себе история непростая, насколько помню из курса технологии это только под аргоном (и чтобы воздух в зону нагрева ни-ни) . В принципе мог попасться электрод не той марки, Аргон с примесью и тп.  Производство и человек всегда связаны с возможностью брака..
вот фото сварщика за работой


а вот как выглядят швы вблизи

Но не менее вероятен, а скорее более  ошибка в расчетах ибо подобная конструкция строится впервые. Нержавейку использовали насколько я помню только раз на ступени Центавр, каковая  имеет существенно меньший диаметр и длину и вопросы прочности там решать гораздо проще, поэтому расчет столь огромной оболочки даже на статическую устойчивость/прочность, да еще при охлаждении ее до температур жидкого азота  (а это минус 195 градусов!!!) это крайне сложная и первопроходческая задача. Да еще при том, что за стенкой в несколько милимметров (кстати,  почему то в голове вертится 7 , но откуда без понятия..). Поэтому , ошибка прочностного расчета имеет право тоже быть.. Запас прочности в ракетостроении ничтожный (нам говорили типа 10%, а не 150-200% как при строителстве мостов) , тут шаг в лево, шаг вправо и смотри видео выше..

Что хорошо, все детали целы, не имеют следов ожога и термического разрушения, вырезай куски и смотри в микроскоп , что же там на месте излома..и где он сам..
Что меня удивило- это собственно взрыв как в верхнем баке, так и разрушение нижнего бака (это что получается, что давление скакнуло мгновенно как от взрыва и передалось и вниз на нижний бак ???) .. Жидкость в отличие от газа имеет ничтожный коэффициент расширения , поэтому была бы в баке вода/керосин он бы лопнул давление ушло бы и дальше жидкость бы хлестала просто под своим давлением.
Тут же видим именно взрыв и практически вскипание жидкости, напрашивается подозрение в каком то термическом процессе и источнике тепла который и вскипятил этот котелок диаметром 8 метров.. хотелось  бы понять теплофизику такого процесса..

UPD на NSF появилась версия
//
Through back channels it has been revealed that MK1 suffered an accidental overpressure to failure. Fuel and oxidizer would typically be loaded to 3 Bar or 43.5 psi~ for densification purposes and flightworthy tanks may be tested to 1.5-2x that value for single time structural proofing. In the case of what happened today the story is that communications errors between the pumps/sensors and remote controls allowed the tanks to be massively and erroneously overpressured to the point of failure, leading to catastrophic rupture.


То есть нужно думать, проверять и задержка скорее произойдет месяца на три минимум. Потом надо что то возможно менять на МК3 . Спейсы работают ОЧЕНЬ быстро,  но все таки не мгновенно.
И на такой дороге, по которой полетит Старшип, без терний не обойдешься, думаю при той глобальности задачи, случившееся еще не самое сложное..
иные мнения и замечания всячески приветствуются...

Ну и на прощание  вопрос  к жителям США про ответственность Спейс Х за это шоу и аварию.. Понятно, что все живы, но ведь вряд ли на такой Бабах рассчитывали соседи по участку?
 неужели не найдется  какого нить хитроумного ковбоя, который  подаст иск против Спейс Х, о том, что в его стаде мирно пасшемся рядом с испытательном центром  лучший Бык производитель Длинный Болт Третий, был настолько ошарашен произошедшим взрывом, что впал в депрессию и потерял свои производственные возможности,  и теперь для восстановления его потенции нужно минимум 10 сеансов тайского массажа и два ведра виагры?? Или перевелись уже лойеры на Техасщине??
 всем хороших выходных!
Tags: space x, starship, Маск, США, Тесла, авария, космос, юмор
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 67 comments