vsatman888 (vsatman888) wrote,
vsatman888
vsatman888

Categories:

Авария Метеор-М 2-2 как де жа вю Экспресс АМ11 или ложка дегтя под Новый Год..

В общем очень хороший для Российской Космонавтики год по сравнению с предыдущими, завершился, увы , аварией и похоже практически потерей  метерологического спутника Метеор-М 2-2.
Внешне выглядело так, что он ушел со связи  - орбита у него круговая и проходит над полюсами .

Чуть позже его обнаружили с немного измененной орбитой и в закрутке. В СМИ и Начальству была выдана традиционная версия "столкновение с метеоритом" (благо само название намекает)  и главное все причастные к созданию и эксплуатации ИСЗ в таком случае  вроде не причем..Это ж Стихия!!
В общем то, сомнение в этом выразили все более менее кто в теме, от обоснованного замечания buchwurm , что авария произошла примерно над районом Антарктиды  (где вероятность, как я его понял столкновения меньше - понял неправильно см. его коммент ниже) ),  до лингвистического заключения, что метеорит  абсолютно не может попасть в ИСЗ :-)

Более вероятно, увы, является дефект изготовления , вызвавший разгерметизацию герметичного отсека, истечения оттуда газа и закрутка  ИСЗ исходящей  реактивной струей.
Как сообщил  РОскосмос  автоматика отработала потерю ориентации - тут же была снято питание с полезной нагрузки, чтобы максимально сохранить заряд батарей.  В итоге осталась работать только система КРЛ - Командная РадиоЛиния со всенаправленной антенной, которая принимает сигнал со скоростью считанных кбит или даже бит (а больше и не надо) зато в любом положении крутящегося спутника.

Его  вроде бы вернули в стабильное положение, но  как указано в сообщении Роскосмоса
//В настоящий момент с аппаратом ведется работа по программе главного конструктора. Спутник находится в ориентированном полете, с ним проводятся регулярные сеансы управления с получением телеметрической информации и информации с целевой аппаратуры

В переводе на нормальный язык : Использовать его сейчас по целевому назначению  нельзя и Производитель в лице ВНИИЭМ должен ковыряться в своем творении и когда починит вернуть эксплуатарующей организации.
В чем причина ?
НА ИСЗ находится много аппаратуры, которая требует стабильного теплового режима , а сам ИСЗ периодически попадает под лучи Солнца и нагревается или уходит в тень и замерзает. Система терморегуляции обеспечивает отвод тепла или нагрев в герметичном пространстве модуля Полезной Нагрузки.  Сейчас  из него ушел газ и возможности терморегуляции существенно изменились . Солнечные Батарее могут выдать 4 кВт  энергии, почти вся эта энергия превращается на борту ИСЗ в тепло (мизерная часть в качестве радиоволн уходит на Землю).
и от всех этих 4 кВт но уже в виде тепла надо избавиться, иначе ИСЗ нагреется до красна, когда тепло просто будет лучиться во вселенную :-)
Поэтому теперь конструкторам надо понять , что делать - повысить рабочую температуру для полезной нагрузки (риск что какие то приборы при этом загнутся или потеряют точность измерений)
или отключить часть полезной нагрузки , получить баланс нагрева и сброса тепла..
На форуме НК указано , что значительная часть ПН находится вне герметичного корпуса, но тут все равно важен тепловой баланс , который мог измениться..
задача теоретически расчетная, которую наверно можно решать идя от минимального набора включенных приборов..
Возможно  есть еще один параметр для маневра - в момент нахождения ИСЗ  в тени Земли, когда нет дополнительного нагрева от Солнца возможно включать все приборы, а на Солнечной стороне наоборот все выключать..

В общем инжнерами ВНИИЭМ есть чем заняться на Новый Год.. :-(

Надеюсь, через год два появится статья поясняющая , что смогли сотворить в ВНИИЭМ и какой % от функционала останется рабочим на этом ИСЗ...

Кстати, в западных конструкторских школах от герметичных корпусов ИСЗ Связи отказались очень давно. У нас последней серией ИСЗ с герметичным корпусом бвли Экспресс АМ (платформа КАУР-4) начала нулевых.. и именно на Экспресс АМ11 произошла аналогичная авария :
//29 марта 2006 года в 03:41 мск аппарат перестал передавать сигналы. В тот же день рабочая связь со спутником была восстановлена. По данным анализа служебной информации и телеметрии эксперты определили следующее: в результате внешнего воздействия разгерметизирован жидкостный контур системы терморегулирования; космический аппарат получил резкий динамический импульс, потерял ориентацию в пространстве и начал неконтролируемое вращение. Было выдвинуто предположение, что причиной аварии стал «космический мусор»
Не правда ли похоже на случай с Метеором??
и тогда в 2006м ,  буквально в течение суток было принято решение уводить ИСЗ на орбиту захоронения, пока у него не произошло полного разрушения теплового режима и отказа БЦВМ с потерей управления ИСЗ  
Tags: ИСЗ, Роскосмос, авария, космос, метеор, работа, телеком
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments