vsatman888 (vsatman888) wrote,
vsatman888
vsatman888

Category:

Спутниковая связь от А до.. Первая в истории стыковка двух спутников на орбите.

 Прежде всего огромное спасибо уважаемому komprendre за присланную им мне ссылку.

Согласно ей ЭТО СВЕРШИЛОСЬ, То о чем много лет  говорили и обсуждали  в среде Операторов спутниковых группировок на геостационарной орбите:   Возможность «дозаправки» или восстановления системы коррекции и/или ориентации орбиты для спутников связи на Геостационарной орбите.



Суть проблемы: под действием нескольких дополнительных сил, например, солнечного ветра, давления электромагнитного излучения, притяжения со стороны Луны и Солнца; под влиянием неоднородности гравитационного поля Земли и тд и тп  ИСЗ на геостационарной орбите,  во-первых выписывает в течение суток восьмерку, во вторых дрейфует относительно плановой точки стояния. Чтобы «вернуть» его на место включают двигатели коррекции орбиты. Когда в них кончается топливо (рабочее тело),  то спутник начинает «болтаться» и если у антенны на Земле нет системы привода (а таких сейчас 99%) , то качество сигнала падает  вплоть до полной его потери и  ИСЗ  несмотря на полностью работоспособные системы электроснабжения , терморегуляции и полезной нагрузки  приходится уводить на орбиту захоронения  (это плюс 300-500 км от рабочей орбиты)

Идеи как продлить жизнь ИСЗ на ГСО  родились давно:  например,  «дозаправка» (что непросто из за требований герметичности стыков, точности стыковки и необходимости ждать 10-15 лет пока вновь создаваемому ИСЗ с конструкцией, позволяющей его дозаправить,  эта самая дозаправка потребуется).

Инженеры Орбитал АТК (которую недавно поглотил Грумман Нортроп)  пошли другим путем:  по сути они создали спутник-буксир MEV-1 (сокр. от Mission Extension Vehicle), который может стыковаться в автоматическом режиме к ИСЗ связи на ГСО и управлять им, поддерживая его орбиту. На это у них ушло почти 10 лет – проект стартовал в 2010 году, в 2016 отвалился один из партнеров, но Орбитал не бросил проект и в одиночку довел его до победы.

Для MEV-1 был законтрактован  пуск на Протоне (как попутной нагрузки  ) вместе с Евтелсат 5WВ (увы, обоим ИСЗ пришлось долго ждать пока РосКосмос не разберется с качеством сборки двигателей на Воронежском заводе ВМЗ)  но 9 октября 2019 года оба ИСЗ благополучно ушли на орбиту. (К сожалению, у Евтелсата отказал привод одной из панелей СБ). После вывода Протоном на промежуточную орбиту о MEV-1 не было слышно и вот радостная новость он добрался до орбиты захоронения и состыковался с Интелсат-901, который был выделен ему Интелсатом для эксперимента. Для захвата и фиксации использовалось сопло апогейного ЖРД Интелсата-901
Вот тут можно посмотреть видео схемы стыковки  https://twitter.com/northropgrumman/status/1171408036528820230?s=20
(увы как вставить видео из этого твита - НЕ ЗНАЮ)

В общем,   25 февраля 2020 года впервые в истории произошла стыковка коммерческих ИСЗ на орбите!.


Снимок ИСЗ Интелсат-901 с расстояния в 20 метров от MEV-1 сделан 25 февраля,. Внизу справа видна Земля..


Это  видео о программе MEV

Что будет далее? Как я понял MEV-1  будет состыкован с Интелсат-901 в течение 5 лет, переведет его обратно в точку стояния  и обеспечит возможность коррекции орбиты. То есть Интелсат снова получил этот ИСЗ для предоставления услуг своим клиентам..Немного информации о втором "виновнике" торжества.
Интелсат-901 первый ИСЗ 9-ой серии , имеет 72 транспондера С диапазона и 22 Ку диапазона. Первоначально запущен в точку 18 west  над Атлантикой , обслуживал  в том числе Европу. Сейчас его планируют поставить почти туда же  в точку 27,5 West..

Что ж за здравие я написал достаточно..

Теперь скажем  «за упокой» . Понятно, что MEV-1 то же стоит денег (безусловно гораздо меньших чем Спутник связи (по сути это система управления, небольшая солнечная батарея , 2 Электро Ракетных Двигателя  и  главное бак с ксеноном)  Весь всего ИСЗ 2300 кг!!!. Его запуск  то же стоит денег.

А Интелсат -901 был запущен 18 лет назад!! (то есть спроектирован 20 лет назад). Понятно что ИСЗ связи не айфон, который полностью устаревает за 5-7 лет , но все таки рынок и потребности клиентов за такое время могут сильно измениться..(и изменились!)

Потом сейчас  стоимость пуска ИСЗ  снизилась благодаря Space X где то на 50%, создаются более дешевые служебные модули, емкости спутниковой переизбыток.. То есть пока нет причин, что MEV-2 и особенно  MEV-3  найдут «клиента» на ГСО , который будет экономически эффективен.. А тут еще обещание Спейс Х на пару с УанВэб обеспечить  просто море пропускной способности в спутниковой связи..

В общем, вот бы  запустить MEV-1 лет 10 назад, в период когда емкость стоила 3000..5000 Долларов за МГц в месяц, а не сейчас, когда цена на нее 1000..1200..Тем не менее на 2020 год запланирован запуск MEV-2  вторым ИСЗ на Ариан-5 и снова для Интелсата.

для интересующихся вот ссылка на источник на английском https://spacepolicyonline.com/news/northrop-grummans-mev-1-docks-with-intelsat-901/

P.S. Уважаемые Читатели , автор сего опуса крайне заинтересован понять ценность для Вас этих его «многабукофф». Для чего , если Вас это не затруднит, просит Вас нажимать на кнопочку понравилось вверху в центре  или внизу слева  в виде синего сердечка (или не нажимать,  если, как писали ранее, это пост = КГ/АМ  «Контент Гавно – Афтар Мудак) .Надеюсь это поможет Афтару понять запросы  Аудитории и улучшить этот самый "контент"..
Конечно, прямая критика, что не так, всячески приветствуется, но на нее Вам нужно тратить Ваше драгоценное время, а тут  ЖЖ постарался - просто клац по кнопке и все понятно.... ..



Tags: intelsat, orbital, Ариан-5, Евтелсат, ИСЗ, Протон, деньги, космос, ликбез
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 73 comments