?

Log in

No account? Create an account
VSAT

vsatman888


О Спутниковой связи и Космонавтике


Previous Entry Share Flag Next Entry
Какова себестоимость ракеты Falcon9 у Элона Маска / Space X??
VSAT
vsatman888
Крайне интересная статья CNBC (спасибо за наводку уважаемому  dmdrv)
ибо информация о стоимостных параметрах ракет Спейс Х почти на вес золота, компания коммерческая и имеет право не раскрывать свою экономику никому, кроме ее акционеров, 



Кроме того, очень интересна свежая информация по ставкам страхования:
// Страховой тариф на Falcon 9 в настоящее время составляет около 4%, сказал страховщик. Это такой же показатель, как у ракет конкурентов с аналогичными возможностями, таких как европейская ракета-носитель Arianespace Ariane 5 или американский производитель ракет United At Launch Alliance (ULA). Но запуск Ariane 5 и Atlas V обходится в 165 миллионов долларов каждая, что означает страховая премия Falcon 9 составляет около 2,5 млн долларов, а премии ее конкурентов будут в диапазоне 7 млн ​​долларов.

Правда сам Маск  более скромен: «Последний раз я проверял, на миллион долларов меньше ... чтобы застраховать миссию Falcon 9», - сказал Маск в твиттере .

Эксперт по космическому  страхованию, говоря на условиях анонимности, сказал CNBC, что ссылка Маска верна для суммы страховой премии, которые рассчитана по  стоимости ракеты, но не на страховом тарифе, который основан на ставке (представлении Страховщиков о надежности ракеты),

// A top space insurance underwriter, speaking on condition of anonymity, told CNBC that Musk’s reference is true for insurance premiums, which are based on the rocket’s price tag, but not for the insurance rate, which is based on the market’s perceived reliability of the rocket.

По сути, эксперт сказал, что полет на  Falcon 9 дешевле застраховать, потому что сама ракета стоит дешевле, чем у конкурентов, а  не потому?  что она считается более надежной. Эксперт так же указал, что обсуждать только стоимость, как сказал Маск, неправильно, так как Страховой полис обычно включает сумму  стоимостей ракеты-носителя, спутника и сумму страховой премии.
SpaceX потерпел две аварии Ф9 за последнее десятилетие, и  81 раз  Falcon 9 слетал успешно .
 
В моем понимании слова Маска  означают, что если один и тот же ИСЗ пускать на Ф9 и на Ариан-5, то из за дельты в стоимости ракет равной примерно 25 млн, (62 млн и 165/2=82,5)  то при ставке премии в 4% (думаю Ариан-5  имеет тот же класс надежности в представлении Страховщиков, что и Ф9), разница в сумме премии составит  810 тысяч Долларов (а если принять, что реально Ф9 с уже летавшим бустером будет продан Заказчику с некоторым дисконтом), то дельта составит тот самый миллион Долларов.

Теперь  собственно о себестоимости Falcon9.

Цена пуска Falcon 9 может сильно варьироваться  в зависимости от требований клиента. В последних контрактах на запуск спутника для ВВС цена SpaceX около 95 миллионов долларов за один пуск, что обосновывается особым  характером  миссии :  для национальной безопасности, что  сопряжено с дополнительными требованиями  военных и соответственно ростом административных/накладных  затрат для Спейс Х.
Но, когда SpaceX повторно использует бустер, компания заявляет, что может взимать даже меньше, чем ее прейскурантная цена. На брифинге в начале этого года director of vehicle integration Christopher Couluris заявил, что Спейс Х  может «довести количество повторных использований бустера до такого уровня, что цена пуска всей Ф9 снизится ниже 30 миллионов долларов за один пуск».
«Ракета (видимо с уже летавшим бустером) стоит 28 миллионов долларов на ее запуск, и это ее полная цена», - сказал Кулурис, добавив, что повторное использование ракет  это именно то, что «снижает цену».

В 2018 году Маск говорил: “You’ve got the boost stage is probably close to 60 percent of the cost, the upper stage is about 20 percent of the cost, fairing is about 10 percent and then about 10 percent which is associated with the launch itself. То есть Бустер это 60%, Вторая Ступень – 20%, Обтекатель 10% и столько же стоит сам пуск (организация пуска и стоимость топлива).

То есть в идеальном случае, после того как бустер слетает в интересах военных, и его обтекатель  будет пойман без повреждений,  себестоимость следующего пуска с учетом всех операций по доставке и проверке cлетавшего бустера и подойдет к этой самой сумме  менее 30 млн. Долларов.

Два года назад SpaceX дебютировал с окончательной версией ракеты Falcon 9 Блок 5 . Тогда  Маск  сказал, что она «способна выполнять не менее 100 полетов». С тех пор SpaceX  сильно «урезал осетра», поскольку президент и главный операционный директор Гвинн Шотвелл в прошлом месяце сказала, что «на самом деле я не думаю, что нам нужно будет использовать один и тот же бустер более 10 раз». До сих пор рекорд SpaceX  это 5 кратное использование одного и того же бустера.

Тем не менее, напомню.. у нас есть пари на 6-й пуск бустера Ф9 . Посмотреть условия и участников можно  тут
https://vsatman888.livejournal.com/198935.html , а может и присоединиться к нему..

Очередной заход на рекордные 6 полетов должно было состояться в вчера в четверг с пуском очередных 60 СтарЛинков, но , увы оно не состоялось, возможно, ситуация с короновирусом в США оказалась значительно сложнее, чем это думалось всего месяц назад..и рисковать здоровьем стартового расчета на Канаверале ВВС США  (а может и сам Спейс Х) не захотели.

Ну и еще  продолжился  «диалог» Маска и  Рогозина, правда сейчас уже  в формате  "Элон Маск против всех.."
Если верить РИА Новости, то Маск , выступил  в духе Вы все пидорасы используете гос.поддержку, один Я Д Артаньян  полностью коммерческая компания..

"Единственная причина, по которой остальные (кроме SpaceX) производители (космических) ракет среднего и тяжелого классов вообще выигрывают какие-либо пусковые контракты, это государственные интервенции", - написал Маск в Twitter.
"
Иначе они бы не существовали, как авиакомпании с одноразовыми самолетами.  ULA поддерживается лоббированием", - добавил он.  Маск отметил, что на ракете Atlas 5 используется российский двигатель РД-180. "Великолепный двигатель, но не американский. Также их головной обтекатель (на Atlas 5) швейцарский. Я думаю, что переходник и система отделения спутника тоже не американские", - сказал он.




P.S. Уважаемые Читатели , автор сего поста крайне заинтересован понять ценность для Вас этих его «многабукофф». Для чего , если Вас это не затруднит, просит Вас нажимать на кнопочку понравилось вверху в центре  или внизу слева  в виде синего сердечка (или не нажимать,  если, Вы нашли пост неинтересным/бесполезным . Это поможет Автору понять запросы  Аудитории и улучшить свои посты ..
Конечно, прямая критика, что не так, всячески приветствуется..


Recent Posts from This Journal



  • 1
(Deleted comment)
А сколько по-вашему НАСА платит за доставку "шмурдяка" на МКС и сколько таких запусков в год?

Очень аккуратный текст! Такие оценки важны в первую очередь для понимания себестоимости Старлинка.

А про "Если верить РИА Новости", еще веселее... Про него CNN написала, что он до сих пор мол никому не дал вентиляторов, на что Маск ответил:

"What I find most surprising is that CNN still exists"

Так, что он совсем-совсем один в поле Д Артаньян :)

> "What I find most surprising is that CNN still exists"

Бгг. Тролль с fuck you money -- это всегда классно.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

а разве спейсы сами делают обтекатели? или у них просто американский?

так вроде сами делают все

Швятой Илоний забыл как ему самому помогли )

Нытьё Илонушки довольно забавно.
Тут какая штука: есть два пути для снижения себестоимости ракеты. Либо серийное производство ("универсальные модули" у нас и китайцев), либо многоразовость. Извечный вопрос "спички против зажигалки", ответ на который зависит от количества зажиганий в год.
Илонушка захотел сразу оба два - массовое производство многоразовых ракет. Только не придумал, кому их продавать - ну, не считая прожекта отправки миллиона идиотов на Марс.

И тут, внезапно, оказывается, что ни русские, ни китайцы, ни европейцы, ни японцы, ни даже индусы свои бюджетные пуски ему не отдадут вообще никогда. Потому что не хотят разрушить десятилетиями создаваемые отрасли и получить миллионы безработных. И даже в его родной стране всё давно украдено и продано, УЛА свои три копейки получит независимо от усилий Маска.
Но 10 лет назад, конечно, об этом никто не знал:)

Скажите, товарищ эксперт, а американцы на Луну летали?

Маск совершенно прав в том, о чем хвалится. Да, стоимость ракеты - лишь доля цены услуги, которая и страхуется. Но имея столь малую стоимость, они могут существенно в разы снизить стоимость всей услуги. Потому что ракета надежна - более 50 успехов подряд при технически сложных пусках на разные орбиты, высший класс надежности.

Цена "нее варьируется в зависимости от требований клиента", а связана с ними. К тому же, если речь о военных и NASA, то публикуются их расходы на запуск, а не доход SpaceX. Очень разные статьи.

И тут на Reddit-е зарегался Тори Бруно и поставил на место всех диванных аналитиков. Очень подробно расписал.

Резюме:
"Our current assessment is that 10 remains valid and that no one has come anywhere close to demonstrating these economic sustainability goals."

https://www.reddit.com/r/SpaceXLounge/comments/ftstmv/tony_on_reusability_one_would_want_a_fleet/fnepmov/

Вообще, вызывает уважение, как чувак из Олд-спейс с головой бросился в все эти твиттеры, ютюбы.

Видать серьезно стало подгорать... :)

Правильный ответ Тори Бруно :)


ТОП: 21:40 (московское)

Вы попали в Т30P самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Это Ваш 4-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера.

в топе сразу за этим постом идет пост с заголовком "МАСКИ ПРОЧь!" надеялся, что это про космос.

  • 1