vsatman888 (vsatman888) wrote,
vsatman888
vsatman888

Category:

Как ИСС им. Решетнева Экспрессы 80 и 103 строил или в ожидании пуска

Интересный рассказ менеджера ИСС им. Решетнева о создании 2 Экспрессов, проблемах при их создании, интересной схеме выведения на ГСО.
Надо отметить, что в свыязи с аварией на Экспресс АМ6, интерес к этим бортам (особенно к 103 му) у меня сильно вырос. А 80 точка, в истории ГПКС  заслужила  в кругу "своих" название  "проклятой", ни в одной другой позиции на орбите не было столько аварий с ИСЗ при их запуске на нее или в ходе эксплуатации.
Надеюсь, что история с болтами для Протона, будет последней в истории   точки 80 градусов. и надеюсь, что еще этим летом Протон /Бриз-М доставят оба ИСЗ как можно ближе  к ГСО. Первая дата была конец марта 2020. Потом история с болтами и срок ушел чуть ли не Новый год. Сейчас есть надежда на конец лета



О новых российских спутниках связи и вещания рассказывает ведущий менеджер проекта ИСС им. Решетнева  Анатолий Кузнецов

– Чем была обусловлена необходимость создания спутников «Экспресс-80» и «Экспресс-103»?

– Немного предыстории. ГПКС – Федеральное государственное унитарное предприятие «Космическая связь» – в своё время заказывало для обновления российской группировки спутник «Экспресс-АМ4» в компании EADS Astrium (ныне Airbus Defense and Space). Но этот спутник был утрачен при запуске. После этого ГПКС заказало так называемый замещающий спутник – «Экспресс-АМ4R» – в той же компании. И вновь случилась авария. Аппарат должны были запускать в позицию 80 градусов в. д. Эта орбитальная позиция – одна из самых выгодных для ГПКС, потому что с неё видна вся территория России, и, соответственно, с одной точки можно обслуживать много пользователей.

Планировавшаяся зона покрытия на ИСЗ Экспрес АМ4. Над Саудовской Аравией желтый круг - перенацеливаемый луч. На Экспресс-80 он не запланирован .

К тому времени, учитывая потребность России в новых спутниках и в других орбитальных позициях, ГПКС было принято решение запускать не один, а два космических аппарата. Свои названия – «Экспресс-80» и «Экспресс-103» – они получили по своим рабочим позициям на орбите. (Впоследствии, правда, было решено, что «Экспресс-103» отправится в точку 96,5, а орбитальная позиция 103 градуса в. д. для него будет резервной).

На государственном уровне было принято решение, что спутники, на которых размещается ретрансляционная аппаратура президентской и правительственной связи, должны заказываться только в России. Был объявлен закрытый конкурс среди трёх российских компаний: «ИСС», РКК «Энергия» и «Газпром космические системы». Последний не отправил свою заявку, и в итоге в конкурсе участвовали «ИСС» и «Энергия».

Рассмотрев заявки по таким крите¬риям как цена, сроки изготовления спутников, опыт в производстве аппаратов подобного типа и обеспечение качества работ, конкурсная комиссия отдала предпочтение «ИСС».

– Большинство аппаратов, работающих в группировке ГПКС, созданы в компании «ИСС». Как наши спутники показывают себя в работе?

– Действительно, начиная с 1999 года по сегодняшний день, мы изготовили, обеспечили запуск и работу на орбите 16 космических аппаратов типа «Экспресс». Сначала это были спутники «Экспресс-А». Потом – аппараты серии «Экспресс-АМ». Затем появились «Экспресс-АТ». Были примеры, когда наши аппараты не просто служили блестяще в течение всего срока активного существования, но и сверх него долго работали без серьёзных замечаний. Например, спутник «Экспресс-А» № 3 вместо пяти лет отработал 13, а завершил свою службу из-за того, что кончилось топливо на борту. (Ему на замену был запущен созданный в компании «ИСС» спутник «Экспресс-АМ44» – прим. ред.)

В целом, наши аппараты в группировке нацоператора работают стабильно. Случаются замечания, но выручает то, что в наших спутниках всегда заложено мощное резервирование.

– Вернёмся к спутникам «Экспресс-80» и «Экспресс-103». Насколько в них сохранена преемственность с предыдущими телекоммуникационными аппаратами предприятия? И что в них заложено нового?

– Спутники «Экспресс-80» и «Экс¬пресс-103» созданы на базе платформы среднего класса «Экспресс-1000» (разработка «ИСС» – прим. ред.). Это абсолютно новое поколение негерметичных космических аппаратов. Первым из них был спутник AMOS-5, дальше – Telkom-3, «Ямал-300К». На базе этой платформы также созданы спутники-ретрансляторы «Луч» – 5А, 5Б и 5В. Поэтому преемственность с точки зрения платформы сохраняется, хотя в каждом спутнике она имеет какие-то отличия.

– Это обусловлено усовершенствованием состава платформы?

– Нет, это исходит от требований заказчика. Потому что каждый заказчик заинтересован в том, чтобы на его спутнике как можно больше энергетических и массовых ресурсов было отдано полезной нагрузке. А их просто так не изыщешь. Либо нужно уменьшать массу платформы, либо придумывать что-то ещё. Например, на «Экспрессе-80» и «Экспрессе-103» заказчик пожелал разместить по 26 стволов в трёх диапазонах частот. А это значит, что в полезной нагрузке должны быть ещё и антенны в трёх диапазонах.

Мы предложили решение этой задачи способом довыведения аппаратов в рабочие точки. Ракета-носитель «Протон» и разгонный блок «Бриз-М» обеспечивают выведение по прямой схеме аппарата массой не более чем 3 тонны 250 кг. У спутников «Экспресс-80» и «Экспресс-103» с учётом требований ГПКС суммарный вес составил 4 тонны 400 кг. Получается превышение больше чем на тонну. Нужно было компенсировать разницу в массе. И мы сделали это за счёт установки двигателей коррекции, поставив два дополнительных ксеноновых двигателя СПД-100, которые делает ОКБ «Факел» (г. Калининград).

– Получается, что у нас впервые на аппараты среднего класса установлены дополнительные двигатели для довыведения?

– На наших спутниках впервые устанавливаются дополнительные двигатели довыведения. Сама же процедура довыведения впервые была применена нами при запуске аппаратов тяжёлого класса «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6».

– Расскажите, какие организационные меры были приняты в «ИСС» для безусловного выполнения контракта?

– В проекте создания спутников «Экспресс-80» и «Экспресс-103» мы находились в контрактных сроках 26 месяцев, благодаря тому, что нами была проведена глубокая предконтрактная подготовка. Зная, что впереди будет заказ на такие спутники, мы начали работать за два года до заключения контракта. Запустили в разработку и производство всё то, что точно будет использоваться. Посмотрели предварительный заказ материалов, комплектующих, прорабатывали с кооперацией сроки и комплектацию. Вплоть до того, что по бортовой аппаратуре КИС (командно-измерительная система – прим. ред.), которая всегда была и будет на всех наших аппаратах, мы взяли кредит и заранее заплатили РКС («Российские космические системы» – прим. ред.), чтобы они начинали работу раньше.

Отдельный длительный процесс – это заключение договоров с нашими смежниками. Так вот, договоры на поставку бортовых приборов абсолютно со всей кооперацией, включая зарубежную, были нами заключены ещё до наступления «т-нулевого» (старт работ по контрак¬ту после выплаты заказчиком авансового платежа).

Приведу такой яркий пример: 28 декабря 2016 года мы получили авансовый платёж от ГПКС и на следующий день – 29 декабря – мы заплатили всей коопе¬рации, включая зарубежную. Включили часы всем сразу!

– Почему же, несмотря на принятые меры, произошло отставание от графика?

– Действительно, в итоге мы всё же отстали на 7 месяцев. Исключительно по вине РКС, которое на год сорвало поставку бортовой аппаратуры КИС как для «Экспресс-80», так и для «Экспресс-103». К сожалению, есть такой монополист у нас в стране. Но сейчас мы пришли к тому, что эту многострадальную бортовую аппаратуру КИС стали разрабатывать сами. И, в частности, в следующем проекте – «Экспресс-РВ» – предполагается использовать аппаратуру КИС разработки «ИСС».

– Расскажите о зонах обслуживания спутников.

– Это в основном Россия и страны СНГ. На этих аппаратах нет перенацеливаемых антенн.

– Как изменится состояние связной группировки после ввода в эксплуата¬цию спутников «Экспресс-80» и «Экспресс-103»?

– Конечно, этот вопрос нужно задавать ГПКС. Единственное, что мы можем твёрдо сказать, что с запуском спутников «Экспресс-80» и «Экспресс-103» в первую очередь повысится надёжность всей группировки. Второе – увеличится её пропускная способность. И третье – появятся варианты создания каких-то дополнительных систем связи и привлечения новых пользователей.


Погрузка спутников «Экспресс-80» и «Экспресс-103» в транспортировочный контейнер



P.S. Уважаемые Читатели , автор сего поста крайне заинтересован понять ценность для Вас этих его «многабукофф». Для чего, если Вас это не затруднит, просит Вас нажимать на кнопочку понравилось вверху в центре и/ или  добавлять во френды (стараюсь отвечать взаимностю , если Вы пишите в свой журнал). Это поможет Автору понять запросы аудитории и улучшить свои посты .Конечно, прямая критика, что не так, всячески приветствуется.

Tags: ГПКС, ИСС им Решетнева, РФ, авария, космос, работа, спутник, телеком
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments