vsatman888 (vsatman888) wrote,
vsatman888
vsatman888

Category:

Эксперты : Боливар (Рынок космических запусков) третьего не выдержит ...

В 2019 году ВВС США (ВВС США) обратились к корпорации RAND (я не думаю, что надо ее представлять – это признаный «думающий танк",  прогнозы и рекомендации которого определяют политику США во многих направлениях) с просьбой провести независимый анализ рынка запуска "тяжелых" Космических аппаратов (видимо,  более 7 тонн на НОО), чтобы дать рекомендации по закупочной политики ВВС США в ближайшие годы, с целью во первых обеспечить ВВС США гарантированную возможность  запуска своих ИСЗ (сертифицированных на уровень National Security Space (NSS) с помощью американских компаний, а во вторых,  обеспечить  существование двух или более американских операторов космических запусков в течение следующего десятилетия.

Основные результаты исследования RAND Corporation

Глобальный конкурентный рынок (часть рынка,  где возможна конкуренция компаний из разных стран), вероятно, будет  незначительно расти в течение следующего десятилетия

  • Ежегодное число запусков во всем мире выросло с 47 в 1998 году до 71 в 2018 году, но доля коммерческих нагрузок, за которые возможна конкуренция компаний из разных стран  - «конкурентная доля» - оставалась при этом стабильной на уровне примерно 20 запусков в год. Таким образом, сегодня «конкурентная» часть рынка  составляет всего 35 процентов от общего объема рынка.

  • Falcon 9 от SpaceX сегодня выполняет более половины "конкурентных" пусков, причем доминируют среди его клиентов Операторы спутников связи.

  • Рынок, вероятно, будет иметь лишь умеренный рост в течение следующих десяти лет, и доля компаний США на этом рынке, вероятно, упадет. В этой ситуации видимо, конкурентная часть рынка пусковых услуг сможет обеспечить заказами не более одного  поставщика услуг запуска из США, ориентированного на запуск тяжелых полезных нагрузок.

Сегмент рынка пусков в интересах национальной безопасности США, вероятно, наоборот столкнется с дефицитом предложения в ближайшем будущем. Это вызвано прежде всего тем, что имеется запрет на использование РН Атлас 5 после 2022 года, так как Атлас использует российские двигатели РД-180.

  • Текущий план закупок ВВС США вряд ли обеспечит появление/существование достаточного количества ракет-носителей, сертифицированных для запуска  полезных нагрузок в интересах нацбезопасности  США.

  • ВВС США могут снизить риск появления дефицита ракет-носителей сертифицированных  для NSS путем получения неприоритетного доступа к другим  типам ракет и / или путем реализации программы поддержки минимум трех поставщиков услуг запуска в течение 2022–2025 гг.

Рекомендации РАНД:

  • Что касается краткосрочной стратегии ВВС США, то рекомендуется  предоставлять специализированную поддержку компаниям производителям ракет (это 4 претендента Space X, ULA, Blue Origin and Northrop Grumman) до 2023 года, чтобы позволить трем поставщикам услуг запуска в США выйти / продолжить работу на рынке запуска тяжелых ПН.

  • Данная  стратегия может увеличить вероятность консолидации на рынке пусковых услуг (например, слияние или поглощение компаний), но снизит вероятность  конкуренции им со стороны иностранных компаний

  • Надо дать время этим 4 американским компаниям найти свое место на рынке пусковых услуг..

  • Рынок должен сам определить, какие компании из этих 4 наиболее сильны, а кто должен уйти с рынка .

  • Что касается долгосрочной стратегии ВВС США,они должны готовиться к тому времени, когда на рынке останутся всего две компании, которые будут сертифицированы для программы   NSS в части тяжелых ПН, при по крайней мере одна их них может иметь небольшую поддержку со стороны продаж пусковых услуг на коммерческом рынке.

А теперь посмотрим на рынок запуска малых КА. Слово имеет Питер Бек, основатель и генеральный директор Rocket Lab.
"Из-за экономического кризиса, вызванного коронавирусом, космические компании, которые полагались на привлечение венчурного капитал, не смогут получать дополнительное финансирование в течение по крайней мере года или полутора лет", говорит  Бек SpaceNews.
В секторе запуска малых ИСЗ перспективы особенно плачевны, потому что «слишком много компаний стремились выйти на этот рынок, который возможно имеет место всего для двух игроков», - сказал Бек.

Бек, основавший RocketLab в 2006 году, надеется, что  его компания окажется в итоге среди этих двух, причем будет доминировать.

Но эти надежды могут и не сбыться, причиной может стать по моему (автора поста) мнению сверх агрессивная политика Спейс Х, которая обладает налаженным производством ракет Ф9 и  низкозатратной системой их запуска на орбиту и вторичного использования первой ступени и теперь активно вторгается и в тот сегмент рынка,  на который рассчитывали компании создатели небольших ракет. Год назад Спейс Х аноносировал программу RideShare , (подробнее здесь, прошу прощение за неудобное оформление там текста), рассчитанную на групповой запуск нескольких  малых ИСЗ по очень низким ценам. Эта программа была рассчитана на ИСЗ запускаемые на полярные орбиты.

И вот новый удар со стороны Спейс Х  по рынку запусков малых ИСЗ – объявлено , что Спейс Х запустит 6 ИСЗ
SkySat NN 16..21 для компании Планет вместе со своими СтарЛинками в июне и июле этого года.


Так выглядит SkySat  компании Planet

Владелец этих ИСЗ компания Планет, занимающееся фотосъемкой нашей планеты,  решила дополнить свою группировку , до этого работающую на полярной орбите, еще и группой ИСЗ на орбитах с средним наклонением  и предложение Спейс Х запустить их на орбиту СтарЛинков  видимо нашло быстрый отклик.


Вес одного СкайСата около 120 кг (это данные для СкайСат-3). Высота орбиты обычно 500 км. Интересно , на какую орбиту будет выводить Скай САты  Фалкон-9 и сколькими СтарЛинками придется пожертвовать ради размещения на Ф9 трех СкайСатов.
(хорошая тема для  "угадайки" :-).

До сего дня Планет запускала свои ИСЗ самыми различными ракетами, обычно в качестве попутных или групповых нагрузок. Там был сначала Днепр, потом Союзб далее индийская
PSLV, франко-итальянская Вега, американский Минотавр и наконец последние 2 СкайСата улетели на F9 .

А ведь по размеру и массе они как раз идеальных для небольших ракет, которые массово начали проектироваться СтарТапами в последние 5 лет.

Учитывая низкую себестоимость, Спейс Х может,  как щука зачистить этот прудик от всякой мелкой плотвы и карасей. Оставив только тех, кто уже застолбил на рынке место, технологически состоятелен и имеет  низкую ставку страхования для своей РН , а так же может рассчитывать на явную или неявную господдержку в рамках национальных технологических программ.


Если такой сценарий окажется верным, то не исключаю, что имидж Элона Маска  обогатится новым оттенком – безжалостной рыночной акулы,  пожирающей конкурентов..



P.S. Уважаемые Читатели , автор сего поста крайне заинтересован понять ценность для Вас этих его «многабукофф». Для чего , если Вас это не затруднит, просит Вас нажимать на кнопочку понравилось вверху в центре  и/или френдить . Это поможет Автору понять запросы  Аудитории и улучшить свои посты .Конечно, прямая критика, что не так, всячески приветствуется..
Tags: f9, pentagon, space x, ula, ИСЗ, США, космос, прогноз, ракета
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 109 comments