vsatman888 (vsatman888) wrote,
vsatman888
vsatman888

Category:

Космические стартапы России кричат о помощи . Услышат ли их ??

23 июля состоялась конференция «SATELLITE RUSSIA & CIS 2020 – космические аппараты и спутниковая связь на разных орбитах в эпоху пост-COVID-19, развертывания сетей 5G и усиления частной инициативы в создании ракетно-космической техники»,
она была Онлайн , из за вируса все было онлайн  все смотрели в свои ноутбуки. Первые впечатления о проекте Сфера и планах Роскосмоса, системе Экспресс РВ описаны тут.

Но на конференции была и сессия , посвященная частному космосу и стартапам вот
опросы к обсуждению:
•  Как традиционным предприятиям ракетно-космической отрасли привлекать к сотрудничеству стартапы
•  На что способны частные компании в космической сфере
•  Чем государственные институты развития и венчурные форды могут помочь развитию сектора New Space
•  Каковы успешные примеры коммерческих разработок спутников и ракет
•  Есть ли перспективы у частных российских провайдеров пусковых услуг («Космотрас», S7 Space и др.)
•  Сколь значима активность университетов в космических проектах, включая создание спутников типа CubeSat

Участники дискуссии:
•  Владислав Иваненко, генеральный директор, ООО «Спутникс»
•  Инесса Глазкова, исполнительный директор, к.т.н., ООО «НЕБО Глобал Коммуникейшнс»
•  Игорь Шашаев, учредитель, Matrix Wave
•  Павел Пушкин, генеральный директор, ООО «КосмоКурс»
•  Владимир Бодров, руководитель проектов, ОКБ «Пятое поколение»
•  Дмитрий Лоскутов, генеральный директор, АО «Главкосмос»

Для ребят, кто занимается этим делом, не так часто предоставляется возможность высказатьмя и пообщаться между собой и с журналистами. Я смотрел эту сессию, хотел написать о ней и тут обнаружил , что Журналист Комньюса, Юлия Мельникова уже написала об этом,  собрав и свои предыдущие заметки и новые впечатления от конференции. поэтому с радостью размещаю ее заметку 

если позже будет ссылка на видео самой сессии с удовольствием его выложу.

Коммерческий космический рынок в России пока слаб - в силу ряда причин. Среди препятствий для развития частного ракетно-космического бизнеса игроки отрасли называют недофинансирование, зарегулированность отрасли, недостаток поддержки госинститутов и нехватку кадров. Однако они признаются, что если бы пришлось начать бизнес сначала, то их выбор вновь пал бы на космос. А это значит, что у частного космического бизнеса в России пока еще есть запал и, скорее всего, будущее. Ведь главное в любом стремлении - желание: тогда все трудности преодолимы.

На прошедшей 23 июля XII Международной конференции SATELLITE RUSSIA & CIS 2020, организованной Информационной группой ComNews, представители стартапов из ракетно-космической отрасли и структур госкорпорации "Роскосмос" рассуждали о том, возможна ли в России успешная и безопасная для бизнеса деятельность частных компаний в космической сфере.

Представители коммерческого сегмента космической отрасли сошлись на том, что государство и его институты (в том числе "Роскосмос") должны понять, что частные компании, как и государственные, являются элементами российской экономики. И развитие России как космической державы возможно только в том случае, если государство станет относиться к частному бизнесу как к равноправному.

Российским космическим стартапам сложно выжить ввиду большой капиталоемкости отрасли. Среди тех, кто не справился и сошел с дистанции, оказались, например, проекты Yaliny и "Даурия Аэроспейс". Многие частные компании годами барахтают стабилизаторами, волнуя действительность, но так и не могут выбраться в космос.

Представители стартапов рассказали, что необходимо частному бизнесу, чтобы сдвинуться с мертвой точки. В первую очередь стартапам нужны деньги: либо прямая господдержка, либо вовлечение в работу по госзаказам, а также возобновление государственных программ микрогрантов. Во вторую - поддержка со стороны крупных предприятий (прежде всего входящих в "Роскосмос"). Кроме того, игроки рынка назвали необходимость изменения нормативно-правовой базы, решения вопроса с дефицитом кадров и повышением заработной платы линейному персоналу.

Генеральный директор ООО "КосмоКурс" Павел Пушкин констатировал, что коммерческого рынка создания ракет в России пока нет. "Есть зарубежный рынок, который нам не очень открыт, есть американские спутники, которые нам недоступны. Есть российские спутники, о которых ничего не известно. Нет внятной информации о том, какие задачи стоят, чтобы мы проектировали ракету под заказ. Мы готовы включиться в работу хоть завтра, если будет заказ и понятный рынок, - объяснил он. - В российской космической отрасли высока роль государства, как заказчика в том числе. Основная проблема с "Роскосмосом" в том, что он занимает позицию производителя космической техники и потребителя услуг. "Роскосмос" забывает о своей позиции регулятора, который должен развивать российскую экономику, в том числе в части космической деятельности. Надо давать всем одинаковые возможности".

Генеральный директор ООО "Спутникс" Владислав Иваненко считает, что для успешной работы космических стартапов необходимо отказаться от военпреда, требований ФСБ и Положения РК-11-КТ (Положение о порядке создания, производства и эксплуатации космических комплексов). Дело в том, что для создания любого спутника нужна специальная лицензия, иначе компания не сможет работать по коммерческим или государственным заказам. Получение лицензии - многоступенчатая бюрократическая процедура, лишь немногим менее сложная, чем создание самих космических аппаратов. Основной промежуточный документ, необходимый при лицензировании, - сертификат о наличии в компании системы менеджмента качества, соответствующий положению РК-11-КТ. Это ключевой документ, регулирующий космическую отрасль, который имеет гриф "для служебного пользования". Многие необходимые стандарты и вовсе имеют секретный статус. Так что для того, чтобы выяснить, каким именно требованиям должна отвечать компания и ее продукция, придется получить специальную лицензию ФСБ на доступ к секретным сведениям.

Павел Пушкин сравнил развитие российской космической отрасли с лодкой: "Сегодня государственный сектор занимает одну часть лодки, а частный - другую, но половина лодки не плавает. Частным компаниям надо тоже деньги давать. Специалисты, работавшие в госкомпаниях, часто переходят на работу в частный сектор [так поступил и сам Павел Пушкин - прим. ComNews]. Служа в госкомпании, мы свои, а в частной - уже чужие".

Сооснователь ООО "Лин Индастриал" Алексей Калтушкин привел пример взаимодействия с госкорпорацией: "Роскосмос" нам говорит: будет готова ракета - приходите. У стартапов с этим проблема. Госкорпорация смотрит на стартапы позитивно, но мало таких компаний, которые могут показать "Роскосмосу" что-то готовое. Плюс стартап не может сделать за минимальные деньги технологически достойный продукт".
Генеральный директор АО "Главкосмос" ("дочка" "Роскосмоса") Дмитрий Лоскутов оппонировал: "В Индии на правительственном уровне принимаются решения для облегчения доступа частных космических компаний к ресурсам космической отрасли. У нас тоже есть примеры взаимодействия с частными отечественными компаниями. В конце прошлого года мы запустили единый портал комплектующих и продукции для ракетно-космической промышленности. С компанией "Спутникс" мы тесно сотрудничаем - выступаем в качестве интегратора, предоставляя услугу под ключ, включая запуск (сам "Спутникс" производит спутниковые компоненты). Также мы взаимодействуем с компанией "СканЭкс" по приему изображений дистанционного зондирования Земли, с компаниями "Панорама", ЦИТ и др.".

Дмитрий Лоскутов согласился, что необходимо финансирование, но, чтобы оно случилось, надо подправить регуляторику. "Будут деньги - будут и кадры. Мешает регуляторика: я думаю - вот барьер. Если этот вопрос решить, появятся и деньги. Стартапу надо перед инвестором защитить бизнес-план, а неясность в законодательстве мешает: отсутствие или переизбыток четких правил", - объяснил генеральный директор "Главкосмоса".

Ближайшее десятилетие покажет, какая страна станет "законодателем мод" в космосе. Пока в США запрещают своим производителям поставлять блоки и элементы для космических аппаратов, которые планируют запускать на китайских ракетах, российские стартапы с талантливыми инженерами и руководителями, с множеством амбициозных идей и пока еще сил на их реализацию, могут помочь России восстановить статус мощной космической державы. Однако для этого "Роскосмос" должен вспомнить о своей роли регулятора и срочно уравнять в правах подведомственные предприятия ракетно-космической отрасли и стартапы. К тому же вторые могут принести новые идеи первым, ведь частный бизнес часто имеет свежий "незамыленный" взгляд и способен генерировать инновационные идеи. А у руля государственных институтов нужны люди с долгосрочным стратегическим мышлением (и соответствующими контрактами), а не временщики, мечтающие о личном благополучии.

Tags: РосКосмос, Россия, космос, ракета, стартап
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments