vsatman888 (vsatman888) wrote,
vsatman888
vsatman888

Category:

Прогресс-МС-15 едва избежал аварии при выводе его на орбиту 23 июля (Часть 2- Что было)

Предыдущий пост о Илоне Маске  и СтарШипе вызвал непривычный для данного блога интерес, все поучаствовавшим в комментариях огромное спасибо, я все прочитал и открыл для себя много интересного и нового. Огромное Вам всем  спасибо!!!

А теперь вернемся обратно к нашим березам , Спасибо уважаемому windnorthv, приславшему ссылку на новое сообщение Вадима Лукашевича в его ФБ. Для простоты и удобства чтения  я перенесу  текст из первого поста на эту тему от 18 августа и дополню его новым сообщением Вадима.

Три недели после запуска космического грузовика  «Прогресс МС-15» Роскосмос хранит мертвое молчание о серьезной ситуации, возникшей в процессе выведения корабля на орбиту в момент сброса головного обтекателя ракеты-носителя. Дело дошло до того, что были повреждены  (погнуты и порваны) экраны радиотехнической защиты системы автоматической стыковки "Курс", и только по счастливой случайности антенны системы, находившиеся в тот момент в сложенном состоянии над этими экранами, остались целыми и смогли развернуться после отделения от третьей ступени ракеты-носителя.
Как мы помним, у этого корабля, добравшегося до МКС в рекордные сроки, возникли проблемы со стыковкой - возможно, они возникли именно из-за нештатного отделения головного обтекателя на участке выведения.

На фотографиях - красными стрелками показаны поврежденные экраны, зелеными на другом корабле - как они должны выглядеть в штатной ситуации







буквально через несколько часов после публикации Вадима последовала реакция РОСКОСМОСА
UPD Вот реакция Роскосмоса, опубликована утром сегодня.
//МОСКВА, 18 авг - РИА Новости. Конструкцию головного обтекателя ракеты-носителя "Союз-2" планируется доработать после отклонений, выявленных при стыковке грузового корабля "Прогресс МС-15" с Международной космической станцией в конце июля, сообщил РИА Новости представитель пресс-службы "Роскосмоса".

Теперь снова слово Вадиму:

Время идет, "разбор полетов" продолжается, и становятся известны новые детали той нештатной ситуации. И "чем дальше в лес, тем больше дров"...
Комиссия по расследованию происшествия с "Прогрессом МС-15" подтвердила, что при сбросе головного обтекателя (ГО) произошло повреждение как экранов радиотехнической защиты, так и антенн - была сбита юстировка одной из антенн, используемой на ближнем участке сближения, которая работала нормально, но стояла криво, из-за чего система стыковки, пытаясь "выровнять" ее положение в расчетной системе координат, "заваливала на бок" весь корабль.
Первопричина заключалась в задержке срабатывания второго толкателя ГО. Их два, и в итоге при несинхронном срабатывании "опоздавшего" возник инерционный момент, и вторая половина ГО повредила корабль. Проще говоря - ударила по кораблю с уже известными последствиями.

Производитель ГО - Самарский РКЦ "Прогресс" сильно упирался в признании своей вины, но имеющиеся фотографии "Прогресса МС-15" в конце-концов его убедили - это заводской брак.

Но это только половина этой истории. Выяснилось, что и экипаж МКС тоже сумел очень сильно накосячить.
Экипаж, наблюдавший стыковку с борта МКС, совершил серьезную ошибку - он сначала отключил аппаратуру телеоператорного режима управления (ТОРУ), а потом снова ее включил. ТОРУ позволяет экипажу взять управление идущим на стыковку кораблем на себя, но здесь все шло на автомате, поэтому ТОРУ была выключена.
Но уже после сцепки грузовика со станцией экипаж зачем-то снова включил ТОРУ, и тут же, уже на пристыкованном к станции грузовике, сформировалась команда на увод "Прогресса МС-15" от станции. Корабль был сцеплен со станцией, но еще не стянут до возникновения силовой связи, поэтому он должен был включить двигатели на уход от станции и начать тупо биться передней частью об стыковочный узел, мотыляясь своими семью тоннами "как жесть на ветру" с непредсказуемыми последствиями.

По счастливой случайности двигатели корабля не включились - спасла блокировка "от дурака", предусмотрительно добавленная несколько лет назад в контур управления. Как говорит мой источник, после обнаружения этого косяка экипажа "шухер был грандиозный", и после возвращения экипажа его ждут очень серьезные последствия


Пару слов от себя. Сначала о хорошем, как и в истории с Союзом МС-10 авария из за соударения боковушек Союза в 2018 году  еще раз можно вспомнить конструкторов , которые тщательным образом вспомнили и прописали алгоритмы парирования всевозможных аварийных ситуаций (см. защита от дурака) ,  Ну и и то, что повезло полет Прогресса прошел успешно груз доставлен на МКС.

Что плохо -  несмотря на уверения Дмитрия Олеговича  брак на предприятиях РОскосмоса продолжается. В годами отработанные системы  вносиятся ошибки и несмотря на классическую трехуровнюю систему   выполнил - проверил - принял, брак просачивается в полет .  То есть , дойти до совершенства технологической дисциплины уровня  ULA, Space X или Эрбаса с их 50+ безварийных полетов подряд увы, пока в Роскосмосе не получается.  А это куда важнее, чем проекты полетов на Луну Венеру и тп, это не требует  гигантских затрат, а ошибка одного слесаря губит  работу десятков тысяч людей.. И во времена СССР косячили , слов нет, но сейчас средств контроля и диагностики значительно больше да и перед глазами пример  ЮЛА, Спейс Х и тп.  К чему тратить миллиарды на проект новой ракеты, если они грохнется из за ошибки или разгильдяйства.  В общем РОскосмосу есть еще чем заняться, особенно сейчас, когда секвестр бюджета 2020 года уже реальность, так де как и следующего 2021.

Да на космонавтов я бы наезжал меньше, ибо проведи в космосе по сотне дней , и память и реакция дает сбои. да и помощи там особо мгновенно  не получишь. Одно хорошо - что все хорошо закончилось

Tags: Лукашевич, МКС, Прогресс, Роскосмос, авария
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 82 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →