Дежавю или Аэрофлот снова обещает интернет на борту своих самолетов
По правде говоря, я думал сегодня написать на тему "Бог любит Троицу" или "ну Илон же говорил - вероятность приземления СтарШипа 33%..." Но.. не срослось.. поэтому поговорим о совсем приятной теме спутниковом интернете на борту самолетов - тут сразу три мне лично приятных темы: Авиация - Спутниковая связь - Аэрофлот и путешествия
В России с апреля появится платный интернет на коротких авиарейсах. Такую услугу первой в стране предложит своим пассажирам авиакомпания «Аэрофлот». В 2021 году компания оборудует доступом в интернет 16 своих среднемагистральных самолетов из семейства Airbus A320 (сейчас в парке 105 таких машин). Об этом «Известиям» рассказали в пресс-службе «Аэрофлота».
Все новые самолеты семейства Airbus А320neo и А350 перевозчик будет получать уже оборудованными системами доступа, пояснили в компании. Стоимость оборудования одного узкофюзеляжного самолета Airbus А320 с доступом в интернет (комплект и монтаж) достигает $500 тыс. Таким образом, затраты «Аэрофлота» на оборудование 16 самолетов могут составить почти $8 млн, поясняет источник издания. В пресс-службе «Аэрофлота» обещают, что средняя скорость передачи данных должна составить 10 мб/с. По данным издания, платный интернет на коротких рейсах планирует подключить только «Аэрофлот», оснащать интернетом самолеты авиакомпаний "Россия" и "Победа" пока не планируется.
Скажу честно тема ОЧЕНЬ СТАРАЯ.. И увы, Аэрофлот тут дремучий аутсайдер, если считать на мировом уровне, если на внутри российском, то вроде как даже лидер..
Из написанного выше надо поправить журналистов и пиарщиков только в одном - старые Эрбасы А320/321 никто переоборудовать не будет , а вот новое поколение ака А320/321 NEO придут из Франции (или Ирландии где есть завод по установке спутниковых антенн) уже с антеннами. Почти ровно год назад (14 марта 2020 года) назад я писал, что Аэрофлот получил свой первый А350 на котором был уже спутниковый терминал. Перечитал, и думаю, может Вам будет интересно это прочитать, как ни печально тут ничего нового нет. Итак:
Неделю назад появилась новость, что Эрбас передал Аэрофлоту в Тулузе первый А350.

Во первых я знал, что еще в 2018 году у Аэрофлота был тендер на обеспечение интернетом семейства А320 и А321
// Тендер «Аэрофлота» на оснащение 81 узкофюзеляжного самолета Airbus 320 и 321 оборудованием для доступа к стриминговой системе развлечений и в интернет по технологии WiFi, а также на оказание услуг связи в течение 3,5 года выиграла компания «Стэк.ком», говорится на сайте госзакупок. Начальная цена контракта была $57,5 млн, в документации не сообщается, сколько было претендентов на контракт. «Стэк.ком» предложила цену в $52,6 млн, с ней заключен контракт, сказал менеджер «Аэрофлота».
Тут можно прикинуть стоимость «удовольствия» по 650 тысяч Долларов на 1 самолет (кстати, вполне рыночная цена). Я старался следить за этим проектом, ибо у нас в отрасли такие суммы абсолютная редкость.. Но СтэкКом упорно молчал об этом на всех наших конференциях. Но слухи протекали, в том числе и о том, что проект идет очень медленно, меняется на ходу, поставку «железа» Стэкком отдал кому то еще, а сам отвечал за связевую часть и возможно организацию монтажа (и то не факт) и последующее предоставление сервиса .. в Общем 90% всей работы была всякая бумажно сертификационная оргработа и только 10% собственно спутниковой связи.. Потом речь пошла уже о семействе А350, ибо А320 летают на коротких маршрутах, где потребность в интернете на борту не такая высокая, как на многочасовых перелетах..
а А350 у Аэрофлота будет летать как на 9..13 часовых в Японию и прочую Азию..и насколько я понимаю новые А320NEO А321NEO приходят к нам без спутникового интернета, по крайней мере я не видел радомов на них в Шереметьево ..
Вот, кстати, короткий ролик как самолеты оборудуют спутниковым интернетом
И вот первые фото новых А350 для Аэрофлота стрелкой указан радом под которым скрывается спутниковая антенна указан красной стрелкой:
..
или так

Конечно, меня интересовало , что за оборудование и чье. Анализ, чье оборудование сертифицировано для А350 показало, что как минимум 2 компании (это скандинавская SAS и Вьетнамские Авиалинии) выбрали для своих А350 систему (сеть Global Xpress от оператора Инмарсат). Огромный Плюс ГлобахКспресса это практически глобальное покрытие и полный роуминг в нем .

Но сравнение радомов (радиопрозрачных колпаков над антенной) показали, что у Аэрофлота стоит другая Антенна ( косвенно это подтверждается тем, что СтэкКом работает в основном в Ку диапазоне ), и у него сложные отношения с МорСвязьСпутником , который считает себя единственным законным представителем ИнмарСата в России.
что там под колпаком ?? Если бы там было оборудование для ГлобалХпресс, то спутниковый терминал выглядел бы так:

а антенна под радомом так:

В общем у Аэрофлота не Ка диапазон (хотя сама антенна и радом плюс-минус аналогичные). Тем не менее , пассажиры Аэрофлота впервые получат реально скоростной интернет на борту, а не убожество от ОнЭйр , которое было выбрано Аэрофлотом в 2013 году
"Аэрофлот" до конца 2013 г. обеспечит Wi-Fi на борту 26 дальнемагистральных воздушных судов: 22 лайнеров Airbus 330 и четырех Boeing 777.Уже в I квартале этого года запланирована активация услуги на 15 из перечисленных воздушных судов: на 12 Airbus 330 и на трех Boeing 777, - уточняется в сообщении "Аэрофлота". Программа активации Wi-Fi-интернета на "трех семерках" продолжится в последующие годы: шесть Boeing в 2014 г. и по три самолета в 2015 г. и 2016 г.".Для организации связи на борту "Аэрофлот" избрал решение компании OnAir – глобального провайдера коммуникационных услуг для авиации, который использует спутниковую группировку и оборудование оператора Inmarsat. Компания была создана в 2005 г. поставщиком IT-услуг для авиационной отрасли SITA и авиаконцерном Airbus.
и выглядят тарифы (сверх дорогие по нынешним временам) сейчас так:

Причина таких высоких тарифов не жадность Аэрофлота , а полная устарелость технологии. ОнЭйр так же работает через спутники Инмарсат, но в L диапазоне (частоты 1-2 ГГц, ) а Глобал Хpress в Ка Диапазоне ( 18/30 ГГц ) и где доступны на порядки большие скорости и по гораздо меньшим тарифам..
Сейчас же Аэрофлот будет работать в Ку (11/14 ГГц) и там скорости должны быть гораздо более достойны, и цены точно ниже в несколько раз , чем у ОнЭйр , но насколько это уже выбор коммерсантов из Аэрофлота.
Моделей оплаты интернета на борту сейчас в мире имеется множество, например у AirFrance (который в одном альянсе SkyTeam с Аэрофлотом) цены на Интернет следующие:
вот видео
а если "буквами" то Пакет "Message" (сообщения Whatsapp, Facebook Messenger, iMessage and WeChat) – БЕСПЛАТНО!
Пакет "Surf" (серфинг и отправка Е мейл)
Посмотрим, что предложит нам сейчас Аэрофлот.(в принципе он, как авиакомпания, вполне конкурентен по сервису и еде на авиационном рынке) .
Возможно, сейчас услуга доступа в Интернет на борту еще не продается, а проходит техническое тестирование, ибо нужно пройти кучу согласований и оформлений антенны как Радиоэлектронного Устройства на борту. в Авиации это очень строго. Тем более , что самолет создан во Франции, зарегистрирован как обычно у Аэрофлота на Виргинских островах, а принадлежит российской полугосударственной компании, с юрадресом в России. При этом в нашем законодательстве присутствуют большие дыры относительно правил регистрации мобильных спутниковых станций типа VSAT ..
Но в любом случае, это прорыв для всей нашей коммерческой авиации и за Аэрофлот и его пассажиров можно только порадоваться.. Надеюсь и мне повезет ее протестировать в полете :-)
.............
Напомню , что прошел один год...
Скажу честно тема ОЧЕНЬ СТАРАЯ.. И увы, Аэрофлот тут дремучий аутсайдер, если считать на мировом уровне, если на внутри российском, то вроде как даже лидер..
Из написанного выше надо поправить журналистов и пиарщиков только в одном - старые Эрбасы А320/321 никто переоборудовать не будет , а вот новое поколение ака А320/321 NEO придут из Франции (или Ирландии где есть завод по установке спутниковых антенн) уже с антеннами. Почти ровно год назад (14 марта 2020 года) назад я писал, что Аэрофлот получил свой первый А350 на котором был уже спутниковый терминал. Перечитал, и думаю, может Вам будет интересно это прочитать, как ни печально тут ничего нового нет. Итак:
Неделю назад появилась новость, что Эрбас передал Аэрофлоту в Тулузе первый А350.

Во первых я знал, что еще в 2018 году у Аэрофлота был тендер на обеспечение интернетом семейства А320 и А321
// Тендер «Аэрофлота» на оснащение 81 узкофюзеляжного самолета Airbus 320 и 321 оборудованием для доступа к стриминговой системе развлечений и в интернет по технологии WiFi, а также на оказание услуг связи в течение 3,5 года выиграла компания «Стэк.ком», говорится на сайте госзакупок. Начальная цена контракта была $57,5 млн, в документации не сообщается, сколько было претендентов на контракт. «Стэк.ком» предложила цену в $52,6 млн, с ней заключен контракт, сказал менеджер «Аэрофлота».
Тут можно прикинуть стоимость «удовольствия» по 650 тысяч Долларов на 1 самолет (кстати, вполне рыночная цена). Я старался следить за этим проектом, ибо у нас в отрасли такие суммы абсолютная редкость.. Но СтэкКом упорно молчал об этом на всех наших конференциях. Но слухи протекали, в том числе и о том, что проект идет очень медленно, меняется на ходу, поставку «железа» Стэкком отдал кому то еще, а сам отвечал за связевую часть и возможно организацию монтажа (и то не факт) и последующее предоставление сервиса .. в Общем 90% всей работы была всякая бумажно сертификационная оргработа и только 10% собственно спутниковой связи.. Потом речь пошла уже о семействе А350, ибо А320 летают на коротких маршрутах, где потребность в интернете на борту не такая высокая, как на многочасовых перелетах..
а А350 у Аэрофлота будет летать как на 9..13 часовых в Японию и прочую Азию..и насколько я понимаю новые А320NEO А321NEO приходят к нам без спутникового интернета, по крайней мере я не видел радомов на них в Шереметьево ..
Вот, кстати, короткий ролик как самолеты оборудуют спутниковым интернетом
И вот первые фото новых А350 для Аэрофлота стрелкой указан радом под которым скрывается спутниковая антенна указан красной стрелкой:
..

или так

Конечно, меня интересовало , что за оборудование и чье. Анализ, чье оборудование сертифицировано для А350 показало, что как минимум 2 компании (это скандинавская SAS и Вьетнамские Авиалинии) выбрали для своих А350 систему (сеть Global Xpress от оператора Инмарсат). Огромный Плюс ГлобахКспресса это практически глобальное покрытие и полный роуминг в нем .

Но сравнение радомов (радиопрозрачных колпаков над антенной) показали, что у Аэрофлота стоит другая Антенна ( косвенно это подтверждается тем, что СтэкКом работает в основном в Ку диапазоне ), и у него сложные отношения с МорСвязьСпутником , который считает себя единственным законным представителем ИнмарСата в России.
что там под колпаком ?? Если бы там было оборудование для ГлобалХпресс, то спутниковый терминал выглядел бы так:

а антенна под радомом так:

В общем у Аэрофлота не Ка диапазон (хотя сама антенна и радом плюс-минус аналогичные). Тем не менее , пассажиры Аэрофлота впервые получат реально скоростной интернет на борту, а не убожество от ОнЭйр , которое было выбрано Аэрофлотом в 2013 году
"Аэрофлот" до конца 2013 г. обеспечит Wi-Fi на борту 26 дальнемагистральных воздушных судов: 22 лайнеров Airbus 330 и четырех Boeing 777.Уже в I квартале этого года запланирована активация услуги на 15 из перечисленных воздушных судов: на 12 Airbus 330 и на трех Boeing 777, - уточняется в сообщении "Аэрофлота". Программа активации Wi-Fi-интернета на "трех семерках" продолжится в последующие годы: шесть Boeing в 2014 г. и по три самолета в 2015 г. и 2016 г.".Для организации связи на борту "Аэрофлот" избрал решение компании OnAir – глобального провайдера коммуникационных услуг для авиации, который использует спутниковую группировку и оборудование оператора Inmarsat. Компания была создана в 2005 г. поставщиком IT-услуг для авиационной отрасли SITA и авиаконцерном Airbus.
и выглядят тарифы (сверх дорогие по нынешним временам) сейчас так:

Причина таких высоких тарифов не жадность Аэрофлота , а полная устарелость технологии. ОнЭйр так же работает через спутники Инмарсат, но в L диапазоне (частоты 1-2 ГГц, ) а Глобал Хpress в Ка Диапазоне ( 18/30 ГГц ) и где доступны на порядки большие скорости и по гораздо меньшим тарифам..
Сейчас же Аэрофлот будет работать в Ку (11/14 ГГц) и там скорости должны быть гораздо более достойны, и цены точно ниже в несколько раз , чем у ОнЭйр , но насколько это уже выбор коммерсантов из Аэрофлота.
Моделей оплаты интернета на борту сейчас в мире имеется множество, например у AirFrance (который в одном альянсе SkyTeam с Аэрофлотом) цены на Интернет следующие:
вот видео
а если "буквами" то Пакет "Message" (сообщения Whatsapp, Facebook Messenger, iMessage and WeChat) – БЕСПЛАТНО!
Пакет "Surf" (серфинг и отправка Е мейл)
- 3 euros за весь полет на коротких маршрутах
- 5 Евро для полетов средней протяженности ;
- 8 euros за 1 час или 18 Евро для полетов большой протяженности.
Посмотрим, что предложит нам сейчас Аэрофлот.(в принципе он, как авиакомпания, вполне конкурентен по сервису и еде на авиационном рынке) .
Возможно, сейчас услуга доступа в Интернет на борту еще не продается, а проходит техническое тестирование, ибо нужно пройти кучу согласований и оформлений антенны как Радиоэлектронного Устройства на борту. в Авиации это очень строго. Тем более , что самолет создан во Франции, зарегистрирован как обычно у Аэрофлота на Виргинских островах, а принадлежит российской полугосударственной компании, с юрадресом в России. При этом в нашем законодательстве присутствуют большие дыры относительно правил регистрации мобильных спутниковых станций типа VSAT ..
Но в любом случае, это прорыв для всей нашей коммерческой авиации и за Аэрофлот и его пассажиров можно только порадоваться.. Надеюсь и мне повезет ее протестировать в полете :-)
.............
Напомню , что прошел один год...