vsatman888 (vsatman888) wrote,
vsatman888
vsatman888

Чем живы спутниковые операторы и что грядущий день готовит им...

Эпиграф от редакции "Кабельщика":
Обзор был опубликован в печатном выпуске "Кабельщика", подготовленного редакцией специально для CSTB. Журнал был сдан в печать в середине февраля – до драматических событий, разделивших наш мир на ДО и ПОСЛЕ. Поэтому некоторые события и обстоятельства, о которых пишут наши авторы, выглядят несколько иначе, чем они выглядели бы, если бы статьи писались сейчас. Но, тем не менее, мы считаем своим долгом опубликовать эти замечательные тексты и онлайн – пусть даже с такой поправкой.
В качестве эпиграфа:
На вопрос: "Как дела?" – завыл матерно, напился, набил рожу вопрошавшему, долго бился головой о стенку, в общем, ушел от ответа...
М. Жванецкий
В сегменте В2В, где работает основная масса операторов спутниковой связи, можно говорить о стабильности (или застое). Рынок практически не растет, в долларовом эквиваленте скорее снижается, а его объем следует за настроениями сырьевого сектора российской экономики. Цена на баррель падает – заказчики затягивают пояса и режут расходы; баррель штурмует отметку 80 – заказчики открывают новые проекты (спутниковым операторам надо успеть заработать за этот короткий период).
На рынке В2С ситуация определяется владельцами ИСЗ с Ка-диапазоном: Eutelsat Networks (ИСЗ "Экспресс АМУ1"), "Газком космические системы" ("Ямал-601") и ГП "Космическая связь" ("Экспресс АМ5" и "Экспресс АМ6"). После аварии в 2020 году на "Экспрессе АМ6" у ГПКС остался Ка-диапазон только на "Экспрессе АМ5" (10 лучей), не имеющем прямых конкурентов в регионе Дальнего Востока, поэтому ГПКС придерживается ранее выбранной стратегии работы через VNO, которая в целом себя вполне оправдывает.
Для "Экспресса АМУ1" (18 лучей) и "Ямала-601" (32 луча) ситуация выглядит напряженнее, гигабиты емкости на борту надо быстрее превращать в гигабайты и рубли, чтобы выплачивать миллиардные кредиты, взятые на создание ИСЗ. ГКС и Eutelsat Networks (и присоединившийся к ним РТКОММ с проектом SenSat) выбрали путь, о котором много лет говорил на своих семинарах Hughes Network Systems, – уменьшать барьер входа в сервис для абонента за счет субсидирования цены спутникового терминала. Рекордом тут являются 5000 рублей, за которые можно было в 2021 году приобрести терминал Gilat производства Израиля с реальной ценой в 25 000 рублей. Продажным командам операторов при такой цене легко выполнить свои KPI и получить бонусы, но этот аттракцион невиданной щедрости (или глупости?) приводит к тому, что спутниковый терминал становится просто необычным подарком из серии: "А что мы подарим Петровичу на юбилей?" О том, когда Петрович смонтирует терминал на даче и будет ли им вообще пользоваться, речи вообще нет. В отличие от США, где абонент, заказавший терминал, обязан оплатить 24 ежемесячных платежа, отвертеться от которых без встречи с коллекторами практически невозможно. Российский закон о защите потребителей, наоборот, позволяет абоненту послать оператора с его услугой в любой момент. На мои вопросы в кулуарах конференций об эффективности субсидированных продаж ответы обычно такие: "Ну да, проблема, конечно, есть, но разве у нас имеются другие варианты?"
Вариантов действительно немного – основная масса экономически активного (=платежеспособного) населения живет в России там, где есть оптика или 4G, причем по смешным ценам, спутниковый интернет им особо и не нужен. Минцифры в своих проектах развития отрасли однозначно ставит на ВОЛС.
Отдельный вопрос, что будет с российской спутниковой группировкой. После запуска "Экспресса АМУ3" и "Экспресса АМУ7", который Роскосмос бодро назвал успешным, несмотря на то, что "БризМ" их вывел на орбиту с промахом в 2000 км, можно считать, что наша орбитальная группировка полностью сформирована. Сейчас впервые за много лет не строится ни один спутник связи в интересах ГПКС и ГКС. О проекте "Сфера" я тут умолчу, ибо "Экспресс РВ" фигурирует в перспективных проектах минимум с 2011 года, а "Скиф" и "Марафон" пока в основном в бумажно-проектной стадии. Лучшее, что тут можно ожидать в ближайшее время, это начало финансирования и запуск одного спутника-демонстратора для подтверждения частотной заявки в МСЭ проекта "СКИФ". По самым смелым моим оценкам, до первых коммерческих клиентов в проекте "Сфера" надо ждать лет пять.
Относительно страстей вокруг прихода в Россию зарубежных низкоорбитальных систем типа OneWEB или, прости Господи, StarLink (произнося это бесовское слово, лучше перекреститься и сплюнуть три раза через плечо), российским операторам пока переживать не о чем, наши силовики надежно охраняют их нервную систему от беспокойств на эту тему.
Что касается "Ямалов" и "Экспрессов", наибольшие мои волнения вызывает будущий "Экспресс АМУ4" – должен заменить "Экспресс АМ5" в 140 в.д. с его Ка-диапазоном, на котором сейчас работает более 10 000 терминалов. "Экспресс АМ5" создавался в 2009-2013 годах (то есть до КрымНаш) при участии канадской MDA, поставлявшей контурные антенны и другую полезную нагрузку для Ка-диапазона. Сейчас поставка в РФ западными компаниями подобной высокотехнологичной продукции запрещена санкциями от правительства США.
Другая проблема – рост аппетитов предприятий Роскосмоса, продукция которого по цене уже дороже западных аналогов. Причина тут тоже понятна – единичное производство по сути уникальных изделий, в отличие от более или менее серийного производства у западных компаний, и соответствующее этому снижение затрат и издержек. Получается, что даже если ГПКС построит такой ИСЗ, взяв кредит в банке, то цены, сервисы на этом борту будут в 2–3 раза выше, чем сейчас, и их уже не потянут население и мелкий бизнес – основные потребители спутникового интернета. По сути вопрос: "А что там после “Экспресса-АМ5”?" является наиболее тревожным для меня, на который я пока не вижу внятного и понятного мне ответа. Остается надеяться на то, что прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете и подарит нам всем ИСЗ.
На этом позвольте отойти от родных берез и осин и посмотреть в сторону Запада.
На Западе есть все, кроме одного, – стабильности. Отрасль спутниковой связи трясет, и что самое интересное – основной "бадабум" еще впереди. При этом последние десять лет отмечены огромными технологическими прорывами в отрасли, начиная от спутников HTS High Throughput Satellite, позволивших в десятки раз увеличить имеющуюся на орбите пропускную способность (напомню, в момент запуска первого HTS спутника в США его пропускная способность оказалось больше, чем у всех других ИСЗ, работавших над США), следующая новинка all electric satellite, позволивших резко увеличить срок активной жизни ИСЗ, технология компании Orbital ATV со спутниками MEV-1 и MEV-2, давшая возможность вернуть с "кладбища" и оживить "покойников" типа cпутника "Интелсат-901", проект Quantum – первый в мире перепрограммируемый в процессе службы спутник и, конечно, проекты низкоорбитальных широкополосных систем StarLink и OneWeb, создавшие массовое производство ИСЗ в темпе один в неделю, вместо один за три года, вывод по 60 ИСЗ за один пуск ракеты, массовое производство абонентских терминалов с фазированной решеткой по цене менее 3000 долларов (еще четыре года назад такой терминал стоил 25 000+ долларов).
Отрасль переживает самый большой кризис со времени своего рождения. Единственное, что в ней стабильно последние три года, – это сокращение доходов владельцев ИСЗ на геостационарной орбите. Две бывшие звезды и иконы отрасли – Intelsat и SpeedCast – прошли через банкротство, количество продаж компаний в отрасли превысило десяток, в конце 2021 года прошла мегасделка: ViaSat приобрел Inmarsat. В общем, есть все, кроме стабильности. Цена 5000 долларов за 1 МГц емкости эпохи пребывания войск США в Ираке и Афганистане превратилась в меньше 1000, и то если продавцу сильно повезет получить деньги. Загрузка многих спутниковых группировок находится на уровне менее 50%.
К этому всему, чтобы жизнь медом не казалась, добавились сокращение аудитории спутникового ТВ и переход его зрителей на ОТТ (то есть наземные сети) плюс пандемия ковида, почти убившая круизный бизнес и парализовавшая авиаиндустрию – самые быстро растущие в 2019 году сегменты спутникового рынка.
Если это не идеальный шторм, то что? И если бы это было все... Главная интрига, с которой мы будем жить следующие два–три–пять лет, это кто кого заборет: операторы ИСЗ на геостационарной орбите (лидером тут выступает ViaSat во главе с Марком Данкбергом) или операторы низкоорбитальных группировок (тут главный, безусловно, Илон Маск со своим StarLink). За ViaSat стоит огромный многомиллиардный бизнес, большая часть которого – заказы Пентагона. Регулярно генерящий доходы SpaceX Илона Маска еще до недавнего времени просто мог выставить на полчаса шляпу на тротуар на Уолл-стрит и спокойно собрать в нее по миллиарду в год от инвесторов, при этом каждый раз повышая цену акции SpaceX на 15.....20% в год, доведя капитализацию компании (с годовым оборотом около 2 млрд) до немыслимых 100 млрд долларов.
И вопрос по сути стоит так: у кого из них первого закончатся деньги на развитие своих группировок?? При всей уникальности и выдающихся технических параметрах проекта StarLink и его сервиса, прорывах SpaceX в области технологий уверенности в том, что это может стать долгоиграющим рентабельным бизнесом, все еще нет. Даже сам Маск был вынужден это признать в своем знаменитом декабрьском письме 2021 года. Теперь надежда на финансовый успех проекта StarLink переносится на его версию Generation 2 и на вывод ИСЗ на StarShip, который сам по себе является еще более затратным и невероятно технологически сложным проектом.
Кто из них победит (=выживет)? Самый разумный путь – "ни вашим, ни нашим" – поставить на обе технологии выбрали EutelSat и Hughes, которые, имея огромный бизнес на геостационарной орбите, тем не менее вошли в долю низкоорбитальной сети OneWEB наравне с британской короной и индийским сотовым олигархом. Аналогично ведет себя и SES, владелец самого большого флота на ГСО, он развивает свой собственный проект на негеостационарной орбите – О3В.
На теоретические дискуссии GSO vs LEO экспертами отрасли потрачены уже годы, просиженные на конференциях, и тонны бумаги для написанных статей. Все ключевые моменты обозначены: качество сервиса у StarLink практически равно наземным сетям, но где найти в мире за пределами США миллионы абонентов, готовых ежемесячно платить по 100 долларов? А услуга от ViaSat и других операторов ИСЗ на геостационарной орбите имеет задержку в 600–800 миллисекунд, и это явно интернет второго сорта, зато себестоимость терминала всего 200 долларов, а не 2000, как у терминала StarLink, и спутник служит по 15–20 лет, а не пять, как у StarLink, и для глобального покрытия ViaSat надо запустить три ИСЗ, а Илону Маску – 4000+...
Или эти две технологии смогут ужиться вместе и поделить рынок и какой ценой, или для начала будут большие банкротства, как это произошло 20 лет назад с Iridium и GlobalStar? Сколько миллиардов инвесторов сгорит дотла до момента, когда на рынке установится новое равновесие? Кто из нынешних грандов останется на плаву? Чья стратегия – поставить все на одну технологию или сидеть на двух стульях – будет выигрышной?
Что ж, будем философски наблюдать издалека, ведь это не наша свадьба. Но и не наши похороны....
6 февралч 2022 года
Подробнее: https://www.cableman.ru/article/chem-zhivy-sputnikovye-operatory-i-chto-gryadushchii-den-gotovit-im


Автор, решил так же опубликовать это, ибо как ни удивительно, печальные события прошедших 30+ дней не очень сильно изменили его мнение  по данному узкоспециализированному,  но очень близкому ему вопросу 
Tags: Россия, Экспресс, будущее, кризис, ликбез, работа, спутник, телеком
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Recent Posts from This Journal